Виталий Лазицкий: “Саяны” — это дитя, которое я родил в очень больших муках
|
Юрий Иванов, Виктор Лабун, Александр Хрисоненко, Николай Ельчанинов, Юрий Тишин, Андрей Галеев — все они когда-то тренировали команду “Саяны”. Однако первым тренером абаканского клуба, с 1980 года по 1988-й, был Виталий Лазицкий.
На 30-летие своего детища Виталий Александрович прилетел в Абакан из Санкт-Петербурга. В просьбе дать интервью газете “Хакасия” не отказал, за что огромное спасибо.
Становление команды
— Я во всех своих интервью говорю, что “Саяны” — это дитя, которое я родил в очень больших муках. И как тренер, и как организатор. Поверьте, все было очень тяжело. И где бы я ни работал на протяжении этих 30 лет, я всегда следил за “Саянами”, переживал… Хотя порой мы и соперничали. Вспоминаются не победы, а те мучения, с которыми все это давалось. И я очень рад, что когда у нас все получилось… Почему говорю “у нас”? Потому что была команда в лице, конечно, Константина Николаевича Тюкавкина (он тогда был министром спорта. — Здесь и далее А.Д.) и Геннадия Петровича Казьмина (первый секретарь обкома КПСС). Они поддержали, поверили в меня и прислушались к тому, что нужно делать, чтобы хоккей зародился на таком высоком уровне. Большое им спасибо — они помогли сделать команду так, как я ее видел. И стадион... При его проектировании были учтены и мои пожелания.
— А у кого первого появилась мысль создать команду?
— У Константина Николаевича Тюкавкина. Когда я приехал в Хакасию, он познакомил меня с Геннадием Петровичем Казьминым, очень спортивным и инициативным человеком. Поверьте, таких руководителей, как он, становится все меньше и меньше…
— Клуб формировался…
— …в Усть-Абакане на базе одной из команд, которая неоднократно добивалась успехов на различных соревнованиях. Уже не помню, как она называлась, но точно могу сказать, что первый костяк команды состоял из учащихся сельхозтехникума. Ребята по большому счету не умели играть в хоккей с мячом, но очень хотели. Я прекрасно понимал, что ничего особо с ними не добьюсь… Тем не менее это были пионеры, которых я с удовольствием вспоминаю… Низкий им поклон. Сейчас, к сожалению, некоторых из них уже нет в живых.
Одним из первых был приглашен в команду Виктор Лабун. А он тогда жил в Шушенском. Конечно, на первых порах нам приходилось трудно, но мы все выдержали… Вспоминаю самые первые сборы. Чем они запомнились? Приехали играть в… верхонках. Представьте картину: Красноярск, стадион “Сокол”, наши соперники — хоккеисты “Торпедо”... А мы — без перчаток. Их у нас просто не было.
Так вот мы с “Торпедо” играли товарищеские матчи. Сколько они нам набили, не скажу (смеется) — не помню просто. Но своим ребятам я тогда сказал: “Зимой мы их обязательно обыграем”. И действительно обыграли. Причем восемь раз подряд. А ведь это были довольно одаренные молодые ребята. Они, между прочим, потом стали чемпионами Советского Союза в своей возрастной группе. Вот так происходило наше становление.
Звезды первой величины
— А как вы попали в хоккей?
— В детстве. В хоккей с мячом меня привели мои уличные друзья. Был конец 50 — 60-х годов прошлого века. Я на тот момент уже занимался в секции футбола. И не просто бессмысленно гонял мяч, у меня были определенные успехи… Даже, помню, приглашали играть в команду мастеров. Но хоккей мне понравился больше, вот как я им в родном Красноярске увлекся, так с тех пор ему не изменял. Дошел до команды мастеров. Стал тренером. О сделанном когда-то выборе до сих пор не жалею.
— Кого вы считаете своим учителем?
— Это мой первый тренер. Покойный уже Павел Иванович Могилевский (он — заслуженный тренер России). Я считаю его единственным своим учителем. Почему? Именно он привил мне любовь к хоккею с мячом, за что я ему безмерно благодарен. Были и другие учителя. Вы знаете, мне очень повезло, что я попал в команду СКА (Свердловск).
— Было время, когда СКА (Свердловск) просто гремел на всю страну. Клуб — по-моему, 12-кратный чемпион страны. Такая школа хороша для любого спортсмена.
— Это не школа, это академия хоккея. Я с начальным образованием попал сразу туда. Там играло целое созвездие великих хоккеистов, у которых было чему поучиться. Мне посчастливилось подружиться с ведущими игроками клуба: Николаем Дураковым (в 2000 году признан лучшим хоккеистом XX века), Валентином Хардиным… Несмотря на то, что они по мастерству были для меня недосягаемы, общались мы всегда на равных.
— А кумиры были? С кого хотелось брать пример?
— Кумиров не было. Но я восхищался игрой многих. Мой кумир — это скорее такой собирательный образ. Я любил анализировать работу хоккеистов, подмечать их сильные стороны и примерять на себя: это я могу, это не в моем вкусе, а это и вовсе недосягаемо. Авторитеты, конечно, были. Это все те же Николай Дураков, Валентин Хардин. Можно также назвать Валерия Маслова, Валентина Атаманычева… Вот Евгением Папугиным я просто восхищался. Все они в то время были звездами первой величины.
— Вы знаете, мне о Папугине очень много рассказывал Владимир Федорович Зазулин. Помните такого?
— А как же!
— Вам привет от него. Он сейчас в Абакане, но, к сожалению, не смог сегодня прийти на 30-летие “Саян”.
— И ему передавайте. Я с Зазулей был знаком еще в те времена, когда выступал за СКА. В то время он жил в Алма-Ате, потом в Красноярске. К нему, конечно, можно относиться по-разному, но это очень сильный спортивный журналист. Я его помню еще совсем юным, когда он приходил к нам в команду. Все время со спортивными выкладками, тетрадями.
О себе и не только
— Чем вы занимаетесь сейчас?
— Я работаю главным тренером клуба “Боровичи”, играем в первой лиге. В том году участвовали в высшей, но… финансовые трудности, сами понимаете.
— А в свободное от хоккея время чем занимаетесь? Лыжами, может быть, увлекаетесь… Или читать любите.
— Очень люблю горные лыжи. К сожалению, редко удается покататься. Читать — это само собой. На протяжении всей жизни.
— А что именно?
— Не хочу быть оригинальным. Классику. Читаю, перечитываю. В основном Лермонтов, Пушкин… Блока сильно люблю. Люблю очень стихи Эдуарда Асадова. Есть вещи, которые я перечитываю у Экзюпери. Не скажу, что он любимый автор, но есть вещи, повторяю, которые мне помогают в жизни. Люблю собирать книги, сборники из серии “В мире мудрых мыслей”. Это высказывания различных философов. Дома уже целая коллекция.
— О семье своей расскажите.
— У меня трое детей. Два сына и дочь, которой исполнилось 16 лет в этом году. Варвара. Она в 11-м классе. Проживает, как и я, в Санкт-Петербурге. Младший сын — Дмитрий — добился определенных успехов в спорте. Стал мастером спорта по хоккею с мячом, выступал в высшей лиге за кемеровский “Кузбасс”, братский “Металлург”… Но потом была тяжелая травма колена — и ему пришлось завершить спортивную карьеру. Сейчас занимается бизнесом. Старший сын — Руслан — живет в Германии.
— А как вам молодежь, которая сегодня противостояла ветеранам? Ребята 1992 — 1993 годов рождения. Они пусть и проиграли со счетом 1:3, но тем не менее…
— Трудно судить. Когда они играют с более опытными хоккеистами, им как команде проявить себя очень непросто. На них нужно смотреть индивидуально. Кто-то из них добьется успеха в спорте, а кто-то — в жизни. Не все станут хоккеистами экстра-класса. И задача тренера — разглядеть, увидеть, что каждый из себя представляет. Не забывайте, есть одаренные ребята, а есть упорные. Последние за счет своего упорства добиваются не меньших результатов, чем одаренные. Их просто нужно бережно подводить к команде. Не захваливать, а направлять так, чтоб они учились, чтоб у них была цель попасть в команду...