Владимир Янко: Иркутяне преодолели психологический барьер
|
Владимир Янко - один из самых ярких и титулованных специалистов в мировом хоккее. Он добивался успехов со многими командами как в качестве хоккеиста, так и в качестве тренера. На сегодня "Динамо-Казань" - восьмой клуб в тренерской биографии Владимира Владимировича, и, конечно же, команда борется за самые высокие места.
- Владимир Владимирович, ваша команда провела 10 игр и одержала 10 побед - стопроцентный результат. А вы довольны игрой?
- Меня волнует качество игры и ее улучшение в дальнейшем. Пока все команды показывают свою перспективную сторону. Сейчас очень важный момент именно заявить о себе как о команде, которая претендует на что-то серьезное. Вы можете сказать, что мы Кубок мира выиграли. Да, безусловно, победа на этом турнире очень дорогого стоит, и выиграть его просто так никто не может. Только Янко его выигрывал, потому что это очень тяжелые соревнования. Но даже несмотря на это, мы только в начале пути.
- У вашей команды сейчас очень сложный выезд. Столько времени провели в воздухе, плюс короткий промежуток между играми.
- Мы и в самом деле сейчас находимся в очень экстремальном положении. Уйму времени провели в дороге, толком не успели поспать, потом игра со СКА-"Нефтяником", потом перелет в Иркутск. Но что поделать. Надо искать положительные моменты, а я рассматриваю такую ситуацию и с хорошей стороны. Важно то, как ребята проявят себя в таких условиях.
Очень важна игра с "Байкал-Энергией", потому что ее нужно сыграть и сделать соответствующие выводы. По сути, мы впервые в этом сезоне будем играть в мороз, и этот момент тоже можно рассматривать как положительный, потому что, если ребята в следующий раз попадут в подобную ситуацию, они будут знать, что делать, как играть. Уже будет опыт проведения игр в таких условиях, поэтому сейчас все матчи надо рассматривать именно под этим углом, а не так, как ты сыграл, какой ты молодец.
- В матче с московским "Динамо" в какой-то степени была тоже экстремальная ситуация, ведь ваша команда впервые в сезоне проигрывала по ходу матча два мяча. Что сказали ребятам в перерыве?
- Вот в этом матче как раз никакого экстрима не было. Я ребятам сказал, что это всего лишь восьмая игра. Потому что если ты в восьмом туре напрягаешь команду, то что же будет через 30 туров? Нельзя постоянно держать игроков в одном тонусе. Команды, которая может всегда играть в одном ритме, не существует. И тренер такой команды еще не родился. Ни один клуб не может в сезоне играть все 60 матчей на высшем уровне. Это утопия!
В таком случае уже в августе мы должны были обыгрывать и "Зоркий", и московское "Динамо". Но они, в отличие от нас, имеют стадион "Крылатское", а у нас в лучшем случае ледовая коробка. Плюс не надо забывать об общей физической подготовке, о фундаменте, который ты закладываешь в подготовке к чемпионату. Поэтому когда ты приезжаешь на первый этап Кубка России и тебе говорят, что надо занять восьмое место, то какой смысл напрягаться в игре с московским "Динамо" и радоваться победе над москвичами в августе?
Все должно идти по профессиональному графику, который составляет главный тренер. И те задачи, которые я ставлю ребятам на сегодня, выполняются, и меня это устраивает. Так же, как и устраивает качество игры ребят, их настроение, и даже, как это ни парадоксально, эта морозная ситуация, потому что все равно в нее нужно было когда-то попасть.
- Вас позвали в Казань, чтобы подогреть интерес к хоккею с мячом или чтобы команда стала лучшей на планете?
- Казань была в том году обладателем Кубка страны, и на пути к этому титулу команда обыграла "Кузбасс", "Динамо" и "Енисей". Большие задачи командой решались уже тогда. Я не думаю, что со мной связано что-то экстраординарное. Меня, как правило, приглашают, чтобы сделать команду мирового уровня, за хоккей которой было бы не стыдно. И те эмоции, которые у меня были, когда мы выиграли Кубок мира, - прекрасны. Я давно не испытывал таких приятных чувств. Поэтому эта победа для меня далеко не рядовая. Поверьте, так редко бывает. Все-таки на пути к победе мы обыграли ну очень сильные команды.
- Что нужно делать в Казани для развития хоккея с мячом?
- Надо обратить внимание на создание инфраструктуры для "Динамо". Команда уже сейчас очень хорошего уровня, и у нее есть перспективы улучшить свою игру. Однако перспектива - это, в первую очередь, база. У нас два стадиона с искусственным льдом, но, к сожалению, они мало приспособлены к хоккею с мячом. База и стадион должны соответствовать уровню команды, ее статусу, а нынешний уровень "Динамо" - мировой. Если констатировать факт, то казанское "Динамо" является лучшей командой мира. Может, не в рейтинге, но мы чемпионы главного клубного турнира планеты.
Я думаю, эта проблема будет решена с помощью чемпионата мира. Изменятся и стадион, и инфраструктура клуба, улучшится освещение, и мы сможем играть по вечерам, с появлением новых заливочных машин станет лучше качество льда.
- Есть перспективные местные ребята?
- Да, есть хорошие казанские ребятишки. У нас в команде играют. Это вратарь и два полевых игрока, и, я думаю, они вырастут в очень хороших хоккеистов, ведь, тренируясь с такими мастерами, как Обухов, Лаакконен и другие, они с ранних лет видят, как нужно играть и тренироваться, чтобы достичь хорошего уровня.
- В казанском "Динамо", в сборной России много возрастных игроков. Есть уже кандидаты, которые полностью смогут заменить того же Обухова, Свешникова?
- Таких игроков на сто процентов никогда не заменишь, но это не значит, что ситуация не должна меняться. Но должна меняться не спонтанно, будь то клуб, будь то национальная сборная. Самый легкий выход - ничего не менять, если вокруг тебя всегда заслуженные мастера, чемпионы мира. А что дальше? Дальше будет то, что произошло в Москве на "мире". Какая-то случайность, и Россия проиграла.
Сейчас надо избежать случайностей и медленно, продуманно осуществлять ввод новых игроков в команду под контролем главного тренера, президента федерации. Если все это будет грамотно сделано, то будет результат. Тогда сборная будет готова к тому моменту, когда Миша Свешников скажет: "Извините, я устал". Сколько можно на одних и тех же людях тянуть команду?
Важно, какой вывод сделают тренеры сборной после турнира на призы правительства России. С одной стороны, у шведов не играли шесть основных игроков, с другой - это шведы, и против них всегда играть тяжело. Поэтому очень важно, чтобы увидели тренеры сборной, как проявили себя хоккеисты. Приглашение в состав одного-двух игроков ведет за собой изменение тактики, а это становится для шведов очень большой проблемой, но если мы будем цепляться за старое и думать, что авось пронесет, то может произойти ситуация, которая случилась в этом году.
- После того как вернулись в хоккей, не было желания вновь попробовать тренировать за рубежом?
- Я очень большое удовольствие получил, когда работал в Финляндии, это был очень хороший опыт. Однако происходит это обычно тогда, когда ты не востребован в своей стране. Сейчас я этого не ощущаю. Вот сидим мы с вами, беседуем, и я чувствую, что моя личность вам интересна. И так везде, куда бы ни приезжал. А если ты стране нужен, то какой смысл уезжать?
- После ухода из столичного "Динамо" вы говорили, что больше не будете тренировать клубы. Почему поменяли свое решение?
- А я и не тренировал. В принципе я ушел уже из хоккея, но потом Вячеслав Колосков уговорил меня вернуться. В то время я работал в другом месте, но Альберт Поморцев знал мою болевую точку и пригласил меня на обед к Вячеславу Ивановичу. Так состоялось мое возвращение, а до этого я хотел уйти из хоккея, что-то поменять в своей жизни, но, видно, не судьба. Я, кстати, об этом не жалею. Спасибо Альберту Ивановичу и Вячеславу Ивановичу.
- Много в этом сезоне разговоров, связанных с судейством...
- Для меня это очень странно! Я как председатель тренерского совета выношу вопросы по изменению правил судейства, но некоторые тренеры выступают против нововведений, и все остается как есть. Потом начинается чемпионат, и тренеры вновь начинают жаловаться на работу арбитров. Ребята, вы же не хотите ничего менять! А если вы не хотите ничего менять, значит, вы признаете, что все хорошо.
Тренеры, которых что-либо не устраивает, могут собраться и сделать предложение к ФХМР об изменении правил. Мы можем внести любые изменения в международные правила, но проводить этот чемпионат в России. Шведы же играют маленькими мячами, и им не важно, что международная федерация рекомендует играть большими. Мы же не лезем к ним в огород. Потом наши изменения в будущем смогут стать международными, если у нас они хорошо пойдут. Но надо же что-то сделать! А то как чего, сразу виновата федерация, но ведь для того она нас и собирает, чтобы поговорить, подумать и что-то решить. Мнение тренера в федерации всегда весомо.
- Как вам трудности регламента?
- Трудно сейчас везде. Но если мы в начале сезона сказали, что будем играть по такому графику, по таким правилам, то какой смысл жаловаться?!
- Как для вас сложилась первая игра против "Байкал-Энергии"?
- Я думаю, это был не лучший матч "Байкал-Энергии". Они проводили уже четвертую выездную игру кряду, и после матча у них сразу был самолет. Так что ребята скорее думали больше о том, как вернуться домой, нежели о хоккее.
- В этом сезоне "Байкал-Энергия", неожиданно для многих, идет в верху турнирной таблицы, заметно опережая "Кузбасс" и "Енисей"...
- В этом году иркутяне преодолели какой-то психологический барьер, потому что "Байкал-Энергия" всегда была домашней командой. Нынче что-то произошло, и хоккеисты стали понимать, что они играют не только для своих болельщиков, но и для результата. Дома "Байкал-Энергия" играет очень хорошо и ответственно перед своими зрителями, и я считаю, что команда, которая выигрывает в Иркутске, может по праву считаться претендентом на медали.
- На ваш взгляд, кто-нибудь из игроков "Байкал-Энергии" достоин вызова в сборную России?
- На данный момент мне кажется, что никто.
- А как отдыхаете после напряженных игр?
- В кругу друзей, тренеров. У меня очень хорошие отношения со многими наставниками, и я приезжаю в другие города, встречаюсь с ними, мы общаемся. Я никогда не общаюсь с людьми, которые мне неприятны. Если вижу, что человек хороший, то я ему всегда буду улыбаться, буду общаться с ним, и это будет приносить мне искреннее удовольствие. Не люблю я бездарей, которые считают себя великими, а на самом деле мелкие жулики, которые оказались в мире спорта.