Вы находитесь на архивной версии проекта bandynet.ru. Перейти на новую версию.

Алексей Маркелов: «Пожалуйста, не трогайте судей!»

- 9.02.11 19:38 - [Ника]

Ника Песчинская, специально для bandynet.ru

Алексей Маркелов, в прошлом – глава судейского комитета ФХМР, немногим более года назад свою должность покинул. На портале bandynet.ru было опубликовано его интервью, где он говорил о том, что работать дальше возможности не имеет. В настоящее время Алексей Григорьевич вновь в рядах ФХМР, и, признаться, не все успели заметить, когда именно произошло возвращение. Также мало кому известно, какую именно должность сейчас занимает Алексей Маркелов. На прошедшем чемпионате мира в Казани Алексей Григорьевич выступа инспектором ряда матчей и согласился ответить на наши вопросы, а также на те, которые накопились к нему у болельщиков и читателей.

-- Алексей Григорьевич, фамилия ваша нам хорошо известна, и все же: представьтесь, пожалуйста!

-- Я – ответственный за инспектирование и осуществление контроля над качеством судейства при федерации хоккея с мячом России. Раньше я восемь лет занимал должность председателя судейского комитета, теперь его возглавляет Олег Михайлович Селиванов.

-- Которого Вы, уходя, назвали наиболее вероятным преемником.

-- Да, когда я уходил, то сказал – а кто, кроме него? Селиванов либо Синер. Первый оказался ближе.

-- А как состоялось ваше возвращение?

-- После моего ухода мы продолжали контактировать с президентом ФХМР Борисом Скрынником, и он предложил мне работу: «Алексей, как ты смотришь на это?» Я ответил, что, возможно, и в самом деле устал на прежней деятельности, которой отдал восемь лет, постоянно был в напряжении. А в новом качестве – отчего нет? «Ты готов?» - спросил Борис Иванович. Что ж, если доверяете, то я готов. «Приходи, будем работать!» – был ответ.

-- Перерыв без работы был долгим?

-- Десять месяцев.

-- Поначалу, наверное, даже обрадовались возможности отдохнуть?

-- Сначала – да, а потом, знаете, почувствовал, что не могу без этого, без всего, чем я с детства жил. С шести лет футболом занимался, судил хоккей с мячом двадцать с лишним лет.

-- Новые правила в хоккее с мячом вот уже более года приняты в России. Сейчас можно сказать, насколько важным для нас стал этот шаг? Его плюсы и минусы?

-- Эти нововведения, перенятые от международных правил, подходят и для нашего чемпионата. Единственное, с чем я не согласен – мы многое потеряли при розыгрышах угловых, когда перестали пробивать повторные удары в случае ухода мяча за линию ворот. Я сторонник того мнения, что русский хоккей выигрывал, когда было много угловых. После каждого ухода – еще и еще раз, это зрелище! А теперь мяч от ворот – и никакого наказания мы не можем предъявить, даже если виден явный умысел в выбрасывании мяча.

-- Вам вопрос от болельщика: «В Регламенте сказано, что Комитет по проведению соревнований не принимает к рассмотрению протесты, основанные на претензиях к судейству, в т.ч.: удаления, назначение свободных, угловых, 12-метровых, засчитанные и незасчитанные мячи, определение «вне игры». В то же время представителям команд запрещено комментировать судейство, за это штрафуют и предлагают действовать цивилизованно – излагать претензии в официальных протестах. Но ведь протесты практически на все судейские решения не принимаются! Получается замкнутый круг. Клуб, пострадавший от неверных действий судьи, не только не может добиться его наказания, но даже не имеет права вслух сказать об этом. Это правильно?» Elessar, Иркутск.

-- Нет. На заседании тренерского совета, который прошел 28 января в рамках чемпионата мира, я также присутствовал, и обсуждались в том числе и вопросы судейства. Не было подано ни одного протеста на протяжении 125 матчей, проведенных в чемпионате России. Но те замечания, которые имели место, были рассмотрены и судейским комитетом, и инспекторами. Там были не просто замечания, а ошибки, и именно такого характера, которые влияют на игру и на ее исход. И в Новосибирске, и в Нижнем Новгороде. Девять судей отстранены, из них два – до конца сезона, а также четыре инспектора, из них двое – до конца сезона: за завышение оценок, за умолчание инцидентов. Ты знаешь, сколько мы просмотрели матчей? Я к девяти утра прихожу на работу и просматриваю протоколы, оценки, штрафное время. Если есть замечание – стоп! Тогда мы запрашиваем запись, просматриваем матчи. В итоге 90% матчей просматривается судейско-инспекторским комитетом независимо от того, были по нему какие-то неприятные отклики или не было.

-- Какие еще моменты, связанные с судейством, обсуждались на тренерском совете?

-- Говорили о сокращении числа судей на игры плей-офф. Количество тех, кто сможет работать главным судьей на данном этапе, снизили до 12 человек. Главные арбитры, получавшие замечания, ушли в помощники. Все решит этот отрезок – февральские и мартовские игры перед плей-офф. Те, кто его пройдет без замечаний, будут допущены к решающим играм. Те, кто сейчас являются помощниками, станут резервом.

-- Тренер «Енисея» Сергей Ломанов затронул эту тему в СМИ год назад, а я задам тот же вопрос Вам: а почему игроков и тренеров за нарушения штрафуют на крупные суммы, а судей, даже когда их вина доказана – нет? «Равноправие» в этом отношении возможно?

-- Хорошо, давайте введем равноправие. Судья получает за матч 12 тысяч рублей (и это без всех вычетов!), а помощник судьи – 6 тысяч. Игроки столько же получают? За хоккеиста может заплатить клуб, а арбитр рискует своим кошельком. Игрок не забил 12-метровый, команда проиграла, но хоккеист может получить от тренера высокую оценку. За что? А если судья поставил неправильно этот 12-метровый, он получит низкую оценку, и ему снижается оплата. Как мы судью наказывать можем? Только так – либо отстранение, либо, в зависимости от оценки, снижение оплаты. И вообще, я бы сказал тут одну фразу: пожалуйста, не трогайте судей! Приехали они, работают профессионально – пусть. Есть замечания – мы их принимаем. Наказываем. Уровень судейства в нашем чемпионате не ниже уровня игроков. И это подтвердил чемпионат мира и кубок мира. К российским бригадам арбитров вопросов не было, к финнам и шведам были претензии и замечания.

-- Вопрос, болельщик Eric: «Где можно болельщикам узнать, какие оценки получила судейская бригада от инспектора матча?»

-- Оценки в ФХМР приходят от инспекторов, мы их фиксируем. Для чего это нужно? Для того, чтобы, если есть жалобы на судейство, мы знали, завышена оценка, занижена или соответствует действительности. Смотрим видеозапись, на что подано замечание либо жалоба. И решаем, завышена она или занижена. Это нужно прежде всего для ФХМР.

-- То есть, для широкой публики эта информация открытой быть и не должна?

-- На совещании 28 января поднимался этот вопрос. Возможно, что к началу плей-офф мы эту тему поднимаем и – ради Бога, будем выставлять.

-- Еще Вам «вопрос из зала»: «В свете ряда скандальных матчей в течение последних двух-трёх сезонов в среде болельщиков самых разных команд всё настойчивее поднимается тема обмена судейскими бригадами со скандинавами, наши бригады – там, шведские и финские – здесь. И насколько был бы полезен подобный опыт именно для арбитров?» St.Alker.

-- С удовольствием. Этот вопрос поднимался насколько лет назад на заседаниях Исполкома. Все дело в том: куда, на какие игры приглашать этих судей? Кто заинтересован в обмене? Если просто обмен между странами, федерациями – то это одно. Но тут вопрос поднимался из-за того, что заинтересованная команда хотела видеть приглашенных судей именно на своем, и именно выездном матче. Тогда должно быть это обговорено и с принимающей командой, и главное – кто переезд должен оплатить? Может, и принимающая команда согласится участвовать в оплате, но еще вопрос – а на основании чего этот вызов будет делаться? Чем это вызвано? Мы согласны на обмен, может, и на несколько туров. Если Борис Иванович Скрынник даст добро на такую практику, можно и наших судей отправлять в Швецию, Норвегию. Я думаю, они с удовольствием поедут, как и шведы, финны, норвежцы – к нам. Но это должно быть сделано на основании обоюдной договоренности между принимающей стороной и гостями. Иначе получится не совсем тактично. Опять же повторюсь, что наши судьи не хуже.

-- Вопрос того же автора: «Почему в русском хоккее такое либеральное отношение к мелкому фолу? Например, в шайбе при задержке игрока, владеющего шайбой, арбитром обозначается отложенный штраф (с дальнейшим удалением), даже если игрок шайбу не потерял, а всего лишь потерял скорость. А у нас в лучшем случае поставят штрафной, да и то если игрок теряет мяч. А ведь подобным мелким фолом зачастую обрываются очень перспективные, и главное, очень красивые атаки, особенно, если игрока последовательно цепляют несколько защитников – мяч не потерян, а атака угроблена. Получается, что арбитраж в подобных ситуациях действует не в пользу атакующих, как это принято во всех игровых видах спорта, а против них».

-- А, между прочим, и в шайбе не так давно перешли на удаление за мелкие нарушения. А раньше и там, бывало, свисток молчит, пока не свалят. И в хоккее с мячом отложенный штраф всегда был в правилах. Если ты видишь продолжение атаки, но она не завершилась, то верни на место нарушение, а игрока ты обязан удалить. Когда судья этого не делает, то говорит о его низкой квалификации.

-- Еще вопрос: «В пору интернета информация стала намного доступнее. В связи с этим вопрос: если в интернете выложен видеоматериал, свидетельствующий о том, что судья допустил грубейшую ошибку, которая повлияла на исход матча, а он за этот матч получил хорошую оценку, то, если нет записи в протоколе матча со стороны команд-участниц, будет ли судейский комитет рассматривать данный эпизод и принимать какие-то меры в отношении этого судьи?»Eric.

-- У нас была такая ситуация – в Нижнем Новгороде состоялся матч между «Стартом» и «Енисеем». И судейская бригада получила хорошие оценки. Я интересовался: «Там что-то случилось?» «Нет, ничего. Ломанов после свистка забил мяч, ну, игроки немного потолкались… Но все нормально, все хорошо», – сказал инспектор. Когда на следующее утро в интернет появилось видео этого эпизода, и мы увидели драку продолжительностью 47 секунд, судейский комитет срочно запросил видеозапись, рапорта судей, инспектора. И на основании этого внесли решение: главного судью Малыгина отстранить до конца сезона – за то, что скрыл это событие, драку. Судьи Назинкин и Ефремов вмешались в драку, они разняли игроков и предотвратили настоящее побоище, в которое она могла перерасти. Малыгин стоял в стороне и наблюдал. Его отстранили за то, что он вообще не принял участия в пресечении инцидента. Именно за это, а не за игровые моменты. Далее – инспектор матча Сидорович был также отстранен до конца сезона – за то, что он не доложил о том, что это вообще случилось, и завысил оценки судьям.

-- «Хоккей с мячом не стоит на месте, а каким вы видите судью будущего?» Вячеслав.

-- Я говорил всегда и скажу сейчас: все, что нужно судье – это доскональное знание правил и хорошее катание. И все. Чтобы ты находился в эпицентре борьбы, мог правильно оценить обстановку и оперативно принять решение, а не катился сзади метрах в тридцати. И прежде чем удалить кого-то, ты должен прочувствовать, какой будет реакция со стороны обеих команд, их тренеров. Но нужно всегда действовать независимо. У судьи есть совсем немного времени, чтобы найти контакт с игроками. Когда перед игрой все пожимают друг другу руки, ты здороваешься с капитаном команды и говоришь: «Ребята, давайте работать по существу. Все вопросы через меня». И все. Если ты за это время нашел общий язык, то все будет нормально. Понимание – основа игры. Упустил ее нить – потом поздно кого-то удалять или пытаться выправить что-то. А когда случайные люди приходят… Это и вызывает недоразумения. Здесь ведь нет такой высокой зарплаты. Отработай, если тебе скажут спасибо – то потом это «спасибо» окупится сторицей. Вот и все.

-- В самом деле, если игрокам достается слава и аплодисменты, то судьям – в лучшем случае… ничего не достается.

-- …Один негатив.

-- Примерно так. Насколько легко работать с таким отношением к своей профессии?

-- Знаешь, самое обидное, когда незаслуженно тебя обвиняют, пытаются задеть, обидеть. Нет, если есть определенные моменты – вы скажите! Но ни на одном совещании, ни на президентском совете, ничего не было сказано.

-- Так штрафуют же за это! На пользу ли судьям такой вакуум, когда ничего нельзя сказать?

-- Да не так все на самом деле! Не за высказывания в адрес судей идут штрафы, а за критику судейства в СМИ. Надо еще понять, какая критика, и как ты ее высказываешь. Нет такого, чтобы любая критика наказывалась. Если она в форме оскорбления, что, дескать, судья убил команду или предвзято судил – то, конечно. Когда наши уважаемые тренеры нецензурно говорят, что судья такой-то и игру сплавил – извини, получай!

-- Игроки порой срываются, а бывало, что срывались до неспортивного поведения судьи?

-- Бывает, что ведешь игру, чувствуешь, что ведешь игру нормально, все хорошо. И какой-то игрок взрывается. Правильно был зафиксирован момент нарушения правил, а он взрывается. Вот тут уже приходится себя успокаивать. А он тебя снова вызывает, второй момент – он опять срывается, сначала на вы, потом – уже на ты переходит, особенно если судья молодой. Тогда подзываешь капитана и говоришь, что сейчас последует наказание. Я помню, как легко было судить элитные команды из Красноярска, Кемерово, Иркутска, Хабаровска, Архангельска, позже – Москвы, Красногорска.Чем выше уровень хоккея – тем легче судьям.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

На самом деле отстранение

На самом деле отстранение судьи от работы на 1-3-5 матчей..или до конца сезона - и есть наказание деньгами. Не столь великими, но тем не менее.
С одной стороны, Маркелов прав. Чтоб наказать судью деньгами - надо ему сначала эти самые адекватные деньги дать. Чтоб было , что отбирать. Но, с другой стороны, судейство - это всего лишь обеспечение, помощь в проведении игры. Потому и оплата работы судей не должна быть сопоставима с зарплатами игроков и тренеров. Судья - не главный человек на поле. Его всего лишь пригласили помочь провести игру. А не быть на этой игре примой.
Скурпулезное изучение каждой игры, каждого момента - это правильно, это нужно. Ну нужна ли жесткая реакция практически на каждую ошибку, недочет и т.п. ? Снизить деньги, оценку, отстранить. Сомневаюсь. В конце концов, мы добьемся, что у судей коленки дрожать будут при выезде на поле.(да уже почти этого и добились). Не дай Бог ошибусь. Качество судейства от этого ну никак не повышается.А наоборот. Кстати, в футболе нашем это уже произошло. Там судей порют по любому огреху. А нареканий все больше и больше.
А что если в ХСМ пойти на эксперимент. Выставлять судьям оценки, как раньше. Матчи просматривать, разбирать. Но не наказывать! Вообще.В блокнотик записывать. Ну, кроме вопиющих ошибок, когда предвзятость бьет в глаза и еще что-то.Или что-то там доказано. Нечистое. А так - не трогать в течение сезона. А в конце сезона свести дебет с кредитом. Посмотреть средние оценки за сезон, все сопоставить. И по итогам сезона вынести вердикт по каждому ( на основании жестких критериев) - кому-то заплатить существенную премию,кого-то просто оставить судить дальше. А кого-то отправить в первую лигу. Мастерство и профессионализм повышать.
И судья будет знать, что любую свою ошибку на старте сезона он может потом "загладить" в дальнейшем. Но доработает до конца сезона. И также будет знать, что ряд результативных ошибок в плей-офф, к примеру, перечеркнут всю хорошую работу до того. Я думаю, что от этого выиграют все. А чего не попробовать-то?