Вы находитесь на архивной версии проекта bandynet.ru. Перейти на новую версию.

Сергей Фирсов: Рассматриваем вратаря сборной Финляндии

О том, почему Насонов не захотел одевать майку главной команды, чем скандинавский поход отличается от российского, по какой причине молодые игроки “Зоркого” не приглашаются в национальную сборную и о многом другом главный тренер ХК”Сибсельмаш” и сборной России Сергей Фирсов рассказал на встрече с журналистами и болельщиками. Полная версия интервью опубликована на сайте ХК”Сибсельмаш”

- Каковы ближайшие планы?
- Тренерский штаб у нас на сегодня остался практически в полном составе. У каждого хоккеиста расписан план подготовки. Сейчас мы отдыхали – были в отгулах 10 дней. До конца месяца работаем, и в праздничные дни команда уезжает на восстановительный сбор. Приедем – начнем готовиться - каждый хоккеист по индивидуальному плану. Осенние планы немножко еще подкорректируются, потому что только сейчас составлен план проведения Кубка России, первый этап не будет проводиться в августе, а будет в конце сентября. Нет необходимости в спешке выходить на лед рано, форсировать подготовку. В этом плане в этом году будет полегче.

- Сергей Иванович, главный вопрос – по составу. В принципе, даже хорошо, что наша встреча состоялась не сразу после чемпионата, а тогда, когда уже открылся трансферный рынок…
- В последние сезоны не так много хоккеистов свободных. Клубы стараются продлить контракты с игроками заблаговременно, поэтому рынок не такой большой. Если выкупать хоккеистов, которые необходимы нам, то это достаточно дорого. Но все равно мы эти вопросы продолжаем решать, пытаемся найти ряд нюансов, которые позволят нам, возможно, кого-то выкупить.

- Уже было объявлено о ряде изменений в составе: Турков выставлен на трансфер, Таранов переходит играющим тренером во вторую команду, заключены контракты с двумя новыми игроками…
- В отношении Сереги Таранова хочу сказать, что это было наше общее решение. Когда мы были на первой лиге, я видел, с каким желанием он играет за молодежную команду. По сравнению с другими хоккеистами, которых мы отправляли помочь молодежной команде, и со стороны которых желания не было, для них это было просто понижение в классе. А со стороны Сереги прозвучало: нет проблем, пойду и буду работать. Также будет там работать и Владимир Загуменный, который будет тренером одной из молодежных команд. Так что мы с Сергеем решили, ты будешь играть, если есть необходимость, будешь помогать тренировать, а если, скажем, нападающие сломаются, то можно выдернуть игрока и из молодежной команды…
По Денису Туркову вопрос тяжело решался. Я не знаю, как у него с Юрием Ивановичем отношения были… Мы с ним два раза общались. Говорит: «Хочу играть». Но пока желания не видно. Поэтому мы решили: чтобы двигаться дальше, помочь ему подыскать себе другой клуб, где бы он мог заиграть. Мы ему помогаем, и он сам ищет. Что скрывать, это факт – хоккеист может в одном клубе играть, а в другом нет. Тот же Чехутин – здесь перестал играть, но стал играть за «Локомотив», и на него уже обращают внимание команды высокого уровня, такие как «Зоркий». Дай бог, чтобы и у Дениса все получилось. Мы ему подыщем команду. По новичкам. Герасимов Андрей, молодой хоккеист, привлекался уже и в молодежную сборную. Горит желанием играть, но получал мало игровой практики у себя в «Байкале». Ну и Артем Вшивков… Реально, мы стараемся усиливать атаку. Вы знаете, забиваем мы не так много. Пропускаем, правда, тоже немного, и это радует, но забиваем очень мало.

- Будут ли еще приобретения?
- Я знаю, что ряд хоккеистов, у которых заканчиваются контракты, сами выходили с желанием играть в Новосибирске. Эти вопросы мы пока рассматриваем.
У нас есть желание взять игроков. Но необходимость будет зависеть от того, насколько амбициозные у нас будут планы. Если мы хотим остаться на этом уровне, или подняться на одну-две ступеньки, наверное, мы можем справиться и с этим составом, немного изменив отношение к делу. Если же мы хотим расти, прогрессировать, то, наверное, все-таки нужны хоккеисты, которые действительно могут еще привнести креатива в игру своими индивидуальными действиями и командными действиями. Желание всегда есть, но не всегда все складывается, как желаешь.

- Сергей Иванович, не секрет, что некоторые игроки если пойдут сейчас в «Сибсельмаш», то только под Ваше имя, как тренера сборной. Вот и Герасимов, наверное, из таких?
- Я бы не сказал… Это, знаете, как сказал Владимир Яковлевич Плавунов: «Тренер это как пальто». Нет, я думаю, идут только под Владимира Владимировича Янко, так как он выступает гарантом. А остальные идут под желание. Под то, какие создаются условия в команде, как создается имидж команды, какое отношение…

- В последние годы уже перед началом Чемпионата понятно, кто будет фаворитом Чемпионата, и круг команд, которые будут бороться за медали, резко ограничен. Насколько такая ситуация будет способствовать популяризации хоккея с мячом в нашей стране, когда болельщики просто знают заранее, что «ничего не светит»?
- На сегодняшний день сложилась ситуация, что две динамовские команды у нас являются флагманами.
Я думаю, что развитие происходит. Вот «Зоркий» пошел по своему пути, и они развиваются. «Енисей» пошел по своему пути, и они тоже развиваются. Ну и мы пойдем. Вы не думайте, что там только две команды, которые борются за медали, или за 1 место, а остальных ничего не интересует. Вот был «Кузбасс» долго-долго, скажем так, лидером. Но у них не срасталось, не хватало еще какой-то середины… Даже пришел Янко чувствовалось: пришел великий тренер, команда заиграла по-другому, но все равно она не сможет побороть или переиграть московское «Динамо». Потому что ряд хоккеистов действительно намного сильнее были там. Независимо от того, кто там работал тренером. Там за это время прошло несколько тренеров после Янко. Потому что оставался ряд хоккеистов – они не только опытные, они знают наперед, как сыграть надо. Они знают, где можно расслабиться, а когда надо приступать к настоящей работе тяжелой. Я не думаю, что эти два клуба будут мешать развиваться каким-то другим клубам, будь это что «Енисей», что «Сибсельмаш», что «Байкал», что «Зоркий». Наоборот – есть флагман, мы будем тянуться за ними и искать возможности их обыгрывать.

- Сергей Иванович, у Вас уже, наверное, была встреча с руководством области. Помнится, когда-то Василий Алексеевич Юрченко сказал, что комплектование команды будет производиться на базе новосибирских воспитанников, в том числе и выступающих за другие клубы. Вы этот вопрос на встрече затрагивали?
- Мы сейчас пока еще не встречались. Встречались только с Гвоздецким, эти вопросы обсуждали. Они будут решаться в рабочем порядке. Мы с ним разговаривали на эту тему – он тоже хотел бы, чтобы все новосибирские воспитанники вернулись и играли здесь. Но сразу возникает вопрос: куда мы денем 8 нападающих, которые сейчас играют в Новосибирске? Самое главное желание, чтобы мы видели своих воспитанников и больше их не отпускали. А то, что Сашка Насонов, допустим, играет в «Байкале» - может быть ему там лучше? Может он там уже прижился, и его там все устраивает, а тут еще неизвестно, подойдет он или не подойдет… То же самое Паша Рязанцев. Они могут приезжать здесь, жить, у родителей побывать. Но они уже взрослые люди. У них есть семьи. Может у них там уже дети в школу ходят… А желание, конечно, есть такое. Главное, чтобы у нас отсюда никто не уезжал больше. Не терять хоккеистов – ни молодых, ни старых.
Конечно, будем вырабатывать направление. Нужно удерживать своих хоккеистов. Приобретать можно звезд, которые уже выросли, только для определенных целей.

- Сергей Иванович, в этом сезоне среди хоккеистов высшей лиги суммарное количество воспитанников новосибирской школы составило 45 человек. Ближайший преследователь по этому показателю – Киров – 28. Остальные – дальше…
- Если вернуться к Архангельску, там это было шаг за шагом, когда победные стали, они приглашали игроков на определенные позиции. Там была своя школа, она доросла до третьего места, больше они не могли. Было несколько хоккеистов… Потом пошли приглашения. Звезды появились потом, когда уже состоялась команда, которая могла побеждать. Звезды появились, когда необходимо было выйти на международный уровень. Когда губернатор дал «добро»: давайте приглашать, сделаем супер команду. А так приобретались хорошие хоккеисты, средние хоккеисты, желающие играть, по одному, по два из разных клубов. А то, что «Сибсельмаш» дает так много хоккеистов – это очень хорошо.

- Будет ли усиление во вратарской линии? И тренер будет новый для работы с вратарями, для школы и для команды?
- Доукомплектование происходит. По вратарям – вратарь сборной Финляндии рассматривается. Вместе с полузащитником. Там есть пока некоторые моменты, которые нас не могут устроить … По вратарям: Володя Шестаков с ними много работал, хорошо работал. Я думаю, что здесь все должно быть решено, и тренер по вратарям будет на школу и на команду мастеров вместе. Володя, пожалуй, уделял время только четырем вратарям, забывая всех остальных.

- Сергей Иванович, конспектами запаслись уже, тетрадками? Учеба ведь скоро…
- В принципе, учеба, конечно, необходима, с одной стороны. Но с другой стороны, все-таки это очень много времени ты покидаешь команду. Эта профессиональная категория необходима, без нее нельзя будет работать. Но при этом ты уезжаешь на три-четыре недели. Это я вот сейчас должен уехать из команды, осенью должен уехать из команды, и на следующий год… Получается, ты сам обучаешься и не знаешь, что с командой, просто вырываешь кусок... Я не знаю, как у профессиональных футболистов, например, но я уверен, что там ни один тренер на месяц не уедет из команды. На неделю – да. Хотя, конечно, обучение необходимо. Я знаю, что сейчас туда приезжают шведы. Прочитают лекции тренера из федерации шведской. Теперь сотрудничество с ними будет происходить.

- Сергей Иванович, Вы как раз один из немногих, кто воочию наблюдал, будучи в «Кузбассе», работу шведского тренера у нас. Насколько это может быть полезно, или все же лучше идти своим, российским путем?

- Разные вещи есть. Если взять Йонаса Клаессона, может он будет когда-то хорошим тренером. Но он так забивал им мозги психологией, что они выходили на поле и не знали, что делать. Что для русского плохо, для него это хорошо. Сразу баланс нарушается – русский тренер требует одно, а он требует другое. Совсем разные подходы. Что-то брать у них, конечно, надо. Это доказывал и Тони Линдквист, который с нами работал в Архангельске, в Казани работал и, надеюсь, будет работать в «Динамо-Москва». Есть вопросы, которые они разбирают действительно очень грамотно и хорошо. А с другой стороны… Я с Колей Яровичем разговаривал в свое время. Спрашиваю: «Как тебе в Швеции?» Он говорит: «Я так устал от них. До тренировки 2 часа сидишь, слушаешь тактику. После тренировки 2 часа сидишь, слушаешь тактику. И все одно и то же»… Вот два года назад в «Хаммарбю» собрались все «российские» игроки – шведы, поигравшие в России. Они поняли, что здесь хоккей лучше, и 2 года «Хаммарбю» очень хороший хоккей показывал. До победы. Выиграли они, теперь собраться не могут, разбегаться, наверное, будут. А так они именно современный хоккей показывали. Без этой тягомотины на своей половине поля.

- Почему Александр Насонов не попадает в обойму сборной?
- Ну, во-первых, если разобраться, Александр, как вы знаете, сезон работал и у нас в московском «Динамо». Ему предлагали надеть майку сборной России… Так случилось, что «Динамо» проводило сборы в Финляндии, а на это время было запланировано два товарищеских матча сборной. Тогда Янко был тренером. Федерация решила, раз там есть 13 игроков сборной, зачем посылать команду, пусть эти и сыграют. Ему предложили выступить в составе сборной России, он говорит: «Нет, в свое время я не мог пробиться в этот состав, поэтому я написал заявление в международную федерацию, чтобы выступать за республику Казахстан». И он просто сказал делайте со мной что хотите, я не буду одевать эту майку, чтобы это мне не помешало. Вот это отношение.

- То есть это известный факт, но иркутяне об этом умалчивают?
- Ну наверное, пускай они у него спросят. Одно дело, как долго этот вопрос будет рассматриваться в международной федерации, когда ему разрешат играть или не разрешат. Но вот этот факт был. Это я знаю. В то время Владимир Владимирович был главным тренером, а я ему помогал, а в том матче как раз я ими руководил. Хотя Лихачев тогда был главный тренер «Динамо», он находился на трибуне, а я руководил сборной в том матче.

- Сергей Иванович, у Жени Маврина как состояние?
- Женя пока еще восстанавливается. Очень надеемся, что он восстановится.

- Еще по комплектованию. В прошлое межсезонье мы все с волнением наблюдали за переходом Николая Мельникова в «Зоркий». В этом году он будет играть за «Сибсельмаш»?
- В этом сезоне Николай Мельников будет играть за «Сибсельмаш». Он вернулся на два сезона. Что будет дальше, он сказал, что сам еще не знает, но этот сезон, мы вчера с ним разговаривали, он сказал, что отыграет с тем же настроем, с тем же желанием, что и любой игрок «Сибсельмаша».

- По вратарской позиции Дима Анфиногенов вообще рассматривается хоть как-то?
- Мы с ним вчера разговаривали на эту тему. На сегодня есть один основной вратарь и три молодых. Это хорошая практика. И плюс еще давно уже приступили к переговорам по вратарю сборной Финляндии. Поэтому вчера разговаривали с Дмитрием – давай будем подыскивать тебе другой клуб. Чтобы, во-первых, и Наумова не нервировать, он сейчас чувствует себя более спокойно, что он первый вратарь, что молодежь его поддерживает. Если у вас есть проблемы по Наумову, давайте разберем. Я лично думаю, что он провел сезон неплохо. Проблема у нас в сборной в этом году случилась знаете какая с Кириллом Хвалько? Он тоже спокойный вратарь от бога. Ему ничего не надо, ему надо возможность играть. В этом году Владимир Яковлевич сделал немножко другое. Он сделал чередование. Там еще Рейн есть. Независимо от того, выиграли или проиграли – чередование. И Кирилл потерял форму, поэтому голы были такие нелепые. Где-то вратари могут играть через матч через два, а кто-то не может. Я не сторонник подобного чередования.

- Как Вы считаете, у наших молодых российских игроков есть патриотизм и связанная с этим мотивация?
- Если взять наших молодых российских игроков, которые в красногорском «Зорком» собрались, они хотят играть за сборную России. Они все время говорят, что нас не приглашают, нас не замечают, мы призеры… Но у них все немножко по-другому. Там у них, наверное, какой-то совсем другой вид спорта как хоккей с мячом. Они когда приезжают в сборную, они не пытаются играть в хоккей. В том числе и здешние воспитанники, которые там есть, – что Лешка Доровских, что Макс Ишкельдин. Они пытаются прививать тот хоккей, который развивается в Скандинавии. А в сборной немножко другая когорта хоккеистов – там ветераны, которые и там могут играть и там – они не хотят перестраиваться. Очень тяжело с ними – им или надо туда заходить целой командой и под них подбирать тех, которые будут усиливать, либо им надо перестраиваться. Потому что это разные взгляды на хоккей. Я думаю, что ряд игроков может перестроиться. Вроде Леша Доровских показывает хороший, очень мощный хоккей в Красногорске, а приезжая в сборную, теряется. И то же самое Макс. Они требуют, наверное, к себе того, чтобы их чаще замечали. Но как можно сказать, допустим, Мише Свешникову или Саше Тюкавину: почему ты ему все время пас не отдаешь? Он скажет: а он плохо открывается, вон тот лучше открывается. Он хозяин – он с мячом. Он как читает ситуацию, так и продолжает. Конечно, они все очень талантливые хоккеисты. Очень хорошо дополняют друг друга, очень хорошо становятся одним целым в «Зорком»… Можно было бы взять сейчас Макса Ишкельдина вместо Леши Доровских – была бы та же картинка - наверное он стал бы чемпионом мира, но не сделал бы себе никакого плюса. Здесь немножко другое, не то что патриотизм, это другая философия. Все-таки они слишком закрытые… хотя голов много забивают.

- Вернемся к «Сибсельмашу». Известно, что сейчас стандарты решают многое. Приверженец ли Вы отработки на тренировках угловых, штрафных…?
- То что я видел в Швеции – там хоть отрабатывай, хоть не отрабатывай, это уже как врожденное, с детской команды. Я когда там работал, спрашиваю: «Ударники у нас есть?» Мне в ответ: «Кто?». «Ну ударники, которые бьют». «А у нас все ударники. Он забьет, не забьет, не знаю. Но ударник». В отношении «Сибсельмаша» могу сказать, что когда на тренировках отрабатывается, желающих очень много пробить. Но не все забивают. Сейчас еще стало немного сложнее, нельзя специально готовить – бьет тот, кто оказался в данный момент на поле, замен нет. Ну и сейчас, вы знаете, 90% команд остаются в воротах, чтобы лучше сохранить их в неприкосновенности. Но не все команды плотно стоят – иногда между ног, между рук, между коньков пролетает…