Вы находитесь на архивной версии проекта bandynet.ru. Перейти на новую версию.

Пять вопросов о женском хоккее с мячом

- 26.05.11 04:57 - [Ника]
Ну что, девчонки, как играть будем?
Ну что, девчонки, как играть будем?

Ника Песчинская, ИРКСПОРТ.RU, специально для ежеденедельника "День Сибири"

Вопросы, конечно, наболевшие и потому, наверное, всем хорошо знакомые. Но мы все же зададим их еще раз, ведь менее года осталось до грандиозного события, о котором стало известно совсем недавно: впервые в истории нашей страны женский чемпионат мира по хоккею с мячом пройдет в России!

И пройдет не где-нибудь – а в Иркутске, на родине чемпионок. Хоккеистки иркутской ДЮСШ «Рекорд» -- многократные чемпионки страны, обладательницы Кубка мира-2009. А сам город, который славится своими хоккейными традициями, несомненно, обеспечит на трибунах колоссальную поддержку. Но… Организация – это отдельный вопрос, а вот что мы увидим на поле? Какой игры мы вправе ждать от сборной России, основу которой составляют иркутянки?

Для начала, как в любой задаче, посмотрим: что дано? Чуть позже будем ставить вопросы, а потом свои ответы на них дадут люди, имеющие к женскому хоккею с мячом самое непосредственное отношение. Это:

= Зоя Именохоева – тренер ДЮСШ «Рекорд» и главный тренер женской сборной России.
= Владимир Матиенко – президент федерации хоккея с мячом Иркутской области, председатель комитета женского хоккея с мячом Федерации хоккея с мячом России (ФХМР).
= Валерий Мозгов – председатель комитета по проведению соревнований ФХМР.
= Оксана Проньшина, главный тренер ДЮСШ «Рекорд».
= Виктор Федько – экс-президент Лиги женского хоккея России, член ревизионной комиссии.

Что дано?

Итак, дано. У иркутской команды ДЮСШ «Рекорд» есть спонсор, слава Богу, пока вроде бы постоянный: это ОАО «Саянскхимпласт», которое каждый год выделяет команде около миллиона рублей. Этого хватает для поездки на Кубок мира в Швецию, где россиянки получают опыт противостояния со шведками. Без этого опыта нашей сборной было бы совсем туго соперничать с мощными, амбициозными скандинавками. В Кубке мира иркутянки в последние годы стабильно привозят домой как минимум серебро, а в 2009 году престижный трофей им покорился. Улучшения и в противостоянии сборных Россия – Швеция: россиянки-иркутянки демонстрируют все более упорную борьбу, уступая в финальных матчах с минимальной разницей. Значит ли это, что в будущем победа близка и возможна?
Однако будущее – это прежде всего молодая смена. А вот заботы о подрастающем поколении пока что-то не видно. Так чего же нам ждать от предстоящего чемпионата мира в Иркутске? Мы увидим грандиозный праздник спорта или испытаем очередное разочарование?

-- В России есть всего три центра, где развивается хоккей с мячом – это Иркутск, Красногорск и в последнее время Екатеринбург, -- отмечает Владимир Матиенко, -- Иркутск на общем фоне выглядит более-менее благополучно, не зря наша команда считается стержнем и главным поставщиком игроков в национальную сборную. Есть ДЮСШ, где тренируются хоккеистки. Я надеюсь, что мэр Иркутска Виктор Кондрашов выполнит обещание и создаст в городе ДЮСШ по хоккею с мячом для девочек. А если бы это удалось, следующим шагом я бы назвал немедленное создание таких же ДЮСШ в Братске и Усть-Илимске.

Если говорить о состоянии базового клуба сборной России, то тренеры смотрят на это с оптимизмом. Хотя в минувшем чемпионате России команда выступала ослабленным составом. Кроме трех хоккеисток, которые предпочли шайбу (об этом чуть позже), трое лидеров команды провели сезон в Швеции. Это Ольга Низовцева и Галина Михайлова, которые в прошлом году, играя за клуб «Несшье», стали первыми российскими легионерами в истории хоккея с мячом. Ныне девочки опять поехали играть в Скандинавию и взяли с собой нападающую Елену Рыбакову. Как итог всех потерь: на игры чемпионата России иркутская команда отправилась в составе 12 человек – один запасной вратарь и ни одного полевого игрока в запасе!
Зоя Именохоева рассказывает: соперники вместо сочувствия ощутили раздражение, приняв «усеченный» состав иркутянок – за проявление самоуверенности: «Великий «Рекорд» приехал без замен, рассчитывают нас на одном коньке объехать!» И соперницы настраивались на иркутянок по-особому, со спортивной злостью. ДЮСШ «Рекорд» в очередной раз отстояла лидерство в чемпионате России. Надолго ли? Одну, две потери еще можно списать на форс-мажор. Но это, похоже, превращается в систему? Чего не хватает Иркутску, чтобы удержать своих игроков?

1. Итак, вопрос первый и главный: чего не хватает женскому хоккею с мячом в первую очередь?

-- Денег, -- утверждает Зоя Именохоева, -- в Красноярск девочки уехали именно по причине денежной мотивации, и мы их не можем осуждать.

Валерий Мозгов считает:

-- Проблема основная – не хватает игр. По сравнению со шведками, которые проводят около двух десятков матчей за сезон, наши девочки очень мало играют.

Виктор Федько вспоминает:

-- Еще в 90-х годах было 22 команды в высшей лиге! Немало. А когда я принимал Ассоциацию, их осталось уже 4. По разным причинам. Много игроков ушло в женскую шайбу, другие команды просто развалились из-за отсутствия поддержки спонсоров и власть предержащих. Как-то в одночасье никому это стало не надо, кроме как в нескольких городах, да и там, честно говоря, все держалось на людях-подвижниках.

А тем временем в подмосковном Красногорске женский хоккей, напротив, набирает обороты. Значит, и в наше время возможно не только рушить, но и поднимать из руин?

-- В Красногорске инициативу проявляет тренер Александр Теняков, -- говорит Валерий Мозгов, -- он с энтузиазмом занимается своим делом, и девчонки к нему идут с удовольствием.

Значит, опять все решает наличие энтузиастов. Благодаря им есть улучшения в отдельных случаях. Но нет в России той фигуры, которая могла бы объединить всеобщие усилия в женском хоккее.

-- Однозначно такая личность нужна, -- говорит Зоя Именохоева, – но ее нет. Владимир Матиенко? У него столько нагрузок, что трудно требовать от него еще каких-то сверхусилий. Он и так очень много для женского хоккея делает. Александр Теняков – харизматичная натура, и он мог бы объединить женский хоккей в России, если бы был… более уступчивым, сговорчивым, что ли. Когда я работаю со старшим поколением, я всегда вижу, есть ли у них стремление дать дорогу молодым коллегам, порадоваться за их успехи. Есть ли отеческое, покровительственное отношение! Но ведь есть такие люди, кто молодых, наоборот, давит, угнетает. Отцовскую поддержку для молодежи, для хоккеисток и их тренеров, я ищу в людях старшего поколения. Вот что нам требуется, на мой взгляд!

А Виктор Федько вспоминает иркутского тренера Александра Межуева, которому однажды довелось поработать с женской командой, и от этого сотрудничества остались только положительные эмоции.

2. Вопрос второй. Что у нас с олимпийским статусом для хоккея с мячом?

Все наши собеседники сходятся в одном: хоккей с мячом – не олимпийский вид, и этим все сказано. Владимир Матиенко вспоминает:

-- Когда в 50-х годах к нам пришел канадский хоккей, и играть туда перешли сильнейшие игроки хоккея с мячом, то «шайба» в СССР стремительно взлетела на высочайшие позиции в мире. Сейчас нечто подобное происходит в женском хоккее: шайба – олимпийский вид, и талантливые девчонки ради нее покидают мяч. Яркий пример – команда Уфы, которая всегда являлась раздражителем для «Рекорда», а ведь только в матчах с сильными соперниками оттачивается мастерство. В Уфе все лучшие «мячистки» перешли в шайбу, и команда по хоккею с мячом попросту прекратила свое существование. В женском чемпионате России и так играет катастрофически мало команд!

Пострадал от этого и Иркутск: основные игроки, Кристина Низовцева, Ксения Косенок и Елена Подкаменная уехали играть в Красноярск, где им предложили более выгодные условия. При этом им пришлось сменить вид спорта: в Красноярске команда суперлиги по канадскому хоккею – с шайбой. А это означает, что никакой компенсации красноярский клуб иркутскому не должен: виды спорта и федерации – разные.
О конкуренции со стороны других видов говорит и Виктор Федько:
-- Футбол, хоккей с шайбой популярны сами по себе. Другие виды, прежде всего зальные, закрытые. Это фактор немаловажный. В волейбол, баскетбол играют в школах на физкультуре, они более распространены. Отсюда и популярность.

3. Вопрос третий. Что может сделать Федерация хоккея с мячом России?

Валерий Мозгов главной проблемой, которую люди сами не желают решить, считает равнодушие «на местах», то есть в регионах.

-- Если бы в областях открывались ДЮСШ, где могли бы заниматься девочки, это бы очень помогло. Но никто этого делать не желает, -- говорит он.

Владимир Матиенко, который как раз представляет «регионы», напротив, считает, что в ФХМР женский хоккей не особенно-то нужен. Пример: в стратегии развития хоккея с мячом, которая была опубликована на сайте ФХМР в прошлом году, нет ни слова о хоккее женском. Это что значит? «Мы, девочки, пойдем своим путем», или про женский хоккей попросту забыли?

-- Это еще один показатель всеобщего отношения, -- считает Владимир Матиенко, -- мне предлагали поработать над стратегией развития для хоккея женского, но что с нее толку, если никто не желает помогать в этом направлении? Мы неоднократно предлагали, чтобы при мужских клубах высшей лиги создавать хотя бы детские команды для девочек.

Валерий Мозгов не думает, что это принесет плоды:

-- Такой разговор был, чтобы при мужских клубах набирали группы девочек. Изменения к лучшему есть в Ульяновске, в Глубоково – Московская область, в Мурманске, в Кемерово, Хабаровске. Но пока на местах отношение не изменится, шведок нам не догнать. Федерация не может никого силой заставить помогать женскому хоккею.

Владимир Матиенко говорит:

-- Но в свое время иркутский клуб «Сибскана» за свой счет строил корты и открывал отделения детской школы по хоккею с мячом. Так почему бы другим клубам не делать то же самое для девочек?

Зоя Именохоева приводит пример:

-- В 2009 году мы стали обладательницами Кубка мира, потом наши девочки в составе сборной России стали чемпионками мира среди юниорок – в Финляндии. И еще был выигранный чемпионат России. И что же? Мы три раза отправляли документы, чтобы игрокам, которые до сих пор не имеют звания мастеров спорта, его присвоили. И тишина! Наша звездочка Елена Рыбакова – до сих пор не мастер спорта! Это показатель отношения в России – к тем, кто отстаивает ее честь.

Виктор Федько считает:

-- Федерация должна стать объединяющим началом, там должен работать специальный человек, занимающийся женским хоккеем.

4. Вопрос четвертый. Куда же придет российский хоккей с мячом без женского?

В самом деле, говоря о развитии российского хоккея с мячом, много и охотно упоминают о его олимпийских перспективах. Но при этом как-то стыдливо умалчивают или вовсе забывают, что без развития женского хоккея не может быть и речи о попадании этого вида спорта в Олимпийскую программу. В Сочи-2012 хоккей с мячом уже не попал, хотя Россия на правах хозяйки праздника имела право «продвинуть» свои виды. Хоккею с мячом в списке места не нашлось, и это понятно – рановато нам. Но в будущем-то?...

Виктор Федько:

-- Женский и мужской хоккей с мячом развиваются независимо друг от друга. Вернее, существуют. И один на другой влияют слабо, к сожалению. И вспомним мы об этом, только если когда-нибудь «засветят» олимпийские перспективы. Будет ли у нас к тому времени женский хоккей? Большой вопрос. И соответственно, мужской «пролетит» мимо... без женского. Вот и вся взаимосвязь.

При этом в мужские клубы вкладываются огромные деньги, лидеры сборной России получают такие суммы, что обсуждать их размер публично не принято. В то время как девчонки настолько не избалованы, что Зоя Именохоева просто не поверила, когда ее воспитанницы, возвращаясь с Кубка мира, поведали: а вот девчонкам из Красногорска за третье место обещали заплатить по 10 тысяч рублей! Сумма, совершенно неслыханная для Иркутска! Хотя «рекордсменки» стали тогда «серебряными».

-- Но никаких премий за медали не полагается, и ездим мы на самых дешевых местах, в плацкарте, часто на боковых полках, -- говорит Зоя Владимировна.

Виктор Федько:

-- Посмотрите, мужской хоккей с мячом разваливается в некоторых регионах. А женский где был, там частично и остался. Практически потеряны команды Архангельска и Мурманска по одной простой причине – некому их там поддерживать стало. Загубили женскую команду в Казани, она там оказалась не нужна никому. Это несколько по-иному заставляет взглянуть на «великую спортивную республику».

5. И вопрос пятый: с чего нужно начинать прямо сейчас, чтобы женский хоккей не оказался в числе аутсайдеров в мире?

-- С государственной поддержки, -- говорит Владимир Матиенко, -- и это отнюдь не самое простое. На государственном уровне нет практически никаких соревнований по хоккею с мячом. Руководство страны считает только олимпийские медали, а на хоккей с мячом не считает нужным выделять средства, огромные средства вкладываются в подготовку к Олимпиаде в Сочи, а в спортивном хозяйстве страны – нищета. Хоккей с мячом в России живет за счет горстки личностей – руководителей-фанатов, которые продолжают «выпрашивают» деньги у мэров, губернаторов. Если на государственном уровне хоккей с мячом не будет определен как один из значимых, национальных видов спорта, ему не выжить. И при этом вовсе не обязательно иметь олимпийский статус. Американский футбол в США, не являясь олимпийским, пользуется просто бешеной популярностью.

Зоя Именохоева мечтает о более «земных» вещах:

-- Если бы от области была ежемесячная стипендия для команды мастеров, для тех девочек, кто является чемпионами России, хотя бы тысяч десять, пять. Что помогло бы девочкам хоть как-то компенсировать хотя бы затраты на питание или проезд. Это было бы здорово! И еще: нужны тренеры, которые бы занимались чисто женским хоккеем, командой мастеров. Совмещение к добру не приведет. Пример: девочки, которых набрал Игорь Тараканов в Кемерово, он занятой человек, и девчонки до сих пор слабоваты, в первенствах не участвуют, хотя за два года любую можно поставить на конки и научить владеть клюшкой. Или Бушуев в Кирове – отличный тренер, но ведь основной для него является команда первой лиги. Или взять Иркутск, Оксану Проньшину: у нее «на руках» группа девочек 2000 года рождения и младше, а также взрослая команда. Где-нибудь вы видели, чтобы главный тренер команды мастеров занимался с детскими группами?

Виктор Федько:

-- Нужна поддержка Министерства спорта и Министерства образования. Надо вводить ставки тренеров, создавать в спортшколах отделения для девочек.

Но будут ли эти школы востребованы? На телевидении и в журналах – новые героини, а ведь борьба, ушибы и травмы – это, с позволения сказать, неизящно! К тому же компьютеры и «сидячие» развлечения давно потеснили активные игры на свежем воздухе, которыми раньше так увлекалась молодежь. Так ли это?

Первенства и чемпионат России проводит федерация хоккея с мячом России. А местные соревнования организуются силами региональных федераций.

-- На самом деле, оказывается, так много девчонок мечтает заниматься хоккеем с мячом! – говорит Владимир Матиенко, -- не всем хочется заниматься рисованием или музыкой. Очень многим нравится эта искрометная игра.

Тренер Оксана Проньшина дополняет:

-- В этом году я набрала группу маленьких девчонок, 2000 года рождения и младше, очень порадовало то, что наконец-то девочек стали приводить на занятия родители. В наше время девчонок либо агитировали подружки, либо они приходили сами, а потом ставили в известность родителей, и часто бывает, что те оказывались против. А сейчас я набрала группу, и почти всех приводят мамы, папы, бабушки.

ТОЛЬКО ФАКТ

Спартакиада учащихся России – одно из крупнейших соревнований для нового поколения. Раньше в числе видов спорта были соревнования по хоккею с мячом. Теперь соревнования для девчонок отменили. Мальчишки играли, а девчонки – нет. Почему? «Мало команд». То есть, вместо того, чтобы увеличивать число соревнований и способствовать росту, у нас нашли способ: отменить совсем. Парадокс: русский хоккей в России не развивается, а, напротив, находится в положении «угнетенного».

Эпилог

Что ж, задача была поставлена. Поиск решений проведен, варианты ответов даны. Совпадут ли приведенные здесь ответы с правильным решением – покажет время. Или решения у данной задачи – «как помочь женскому хоккею?» -- просто нет?..

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Для постоянных читателей:

Для постоянных читателей: материал делался для газеты, которая не является спортивным изданием, и публика там от темы далека, поэтому просьба не удивляться некоторой "хрестоматийности" и тому, что некоторая информация, очевидная для людей "в теме", тут "разжевывается".

1. "Мы три раза отправляли

1. "Мы три раза отправляли документы, чтобы игрокам, которые до сих пор не имеют звания мастеров спорта, его присвоили. И тишина! Наша звездочка Елена Рыбакова – до сих пор не мастер спорта! Это показатель отношения в России – к тем, кто отстаивает ее честь"
Если вовремя подаются документы, если они все-таки подаются, то звания присваиваются, разве нет? Очевидно. Не через неделю, но в межсезонье это обязано произойти.
Насколько помню, после победы в Кубке Мира в Иркутске рассчитывали на "мсмк".

2. "В то время как девчонки настолько не избалованы, что Зоя Именохоева просто не поверила, когда ее воспитанницы, возвращаясь с Кубка мира, поведали: а вот девчонкам из Красногорска за третье место обещали заплатить по 10 тысяч рублей! Сумма, совершенно неслыханная для Иркутска!"
Ника, извини, можно вопрос - это для газеты или со слов из "Рекорда"? Если второе, то чушь. Такие суммы команда получала годом ранее, а на сегодняшний день суммы в Иркутске превышают названное в несколько раз.

3. "Ездим мы на самых дешевых местах, в плацкарте, часто на боковых полках"
В прошлом сезоне на Кубок России в Киров "Рекорд" отправился самолетом. А в этом до Москвы, соглашусь, поездом. Но не плацкартом, и далеко не на боковых.

Денег, игровой практики, спонсоров...Женскому ХсМ не хватает профессионального отношения - в первую очередь. По всем параметрам. Когда каждый будет делать свое дело добросовестно и отдаваться ему на 200% - результат будет.

"Совпадут ли приведенные здесь ответы с правильным решением – покажет время" - время действительно покажет. И уже в конце будущего сезона. ЧМ в Иркутске ожидается как манна небесная - после него, надо смотреть правде в глаза, многие игроки старшей команды (в случае успеха на турнире) клуб покинут. А с младшими возрастами в городе на Ангаре, стоит признать, не все так хорошо. Нужен ли будет женский ХсМ тому же Иркутску после ЧМ? Очевидно, что для того же г-на Матиенко все это - проект. Проект финансовый, проект за последние 7 лет необходимый. И кто дальше будет задумываться о развитии бенди, вопрос...

26.05.11 15:16 - [Лёня]

За что я люблю Лёню - за то, что благодаря ей материалы без внимания почти никогда не остаются! Без шуток.

"...Ника, извини, можно вопрос - это для газеты или со слов из "Рекорда"? Если второе, то чушь..."
----------
Леня, тоже извини, но "для газеты" -- это что означает, типо сама придумала?
Нет, я сама статьи не придумываю, только сказки для детей иногда, но здесь их не публикую :)))

Возможно, здесь не совсем ясно, что речь идет именно о премиальных за выступления в Кубке мира.
Хотя... я же, как сама понимаешь, не бухгалтер, и при выдаче-невыдаче средств не присутствую. Нам сказали -- мы написали.
А что между строк... как говорится, умному достаточно :)))

Ни в коем случае. Неужели я

Ни в коем случае. Неужели я так дискредитирую профессию, к которой тоже принадлежу? :-) Я о другом. Ты не придумываешь, а лишь воспроизводишь то, что для газет (публикаций, прессы) говорят персонажи статей. Вот мне стало интересно, получилось - персонажи именно для газет подобное и говорят.
В целом в своем комментарии ты права на 1000% ;-)
Леня никогда не оставляет без внимания подобные материалы, потому что немного знает. А для некоторых - слишком много)))

А проблема, конечно же, должна выйти на совершенно другой уровень. Точнее, не проблема, а то, чтобы о ней говорили и начали решать. Только, если честно, верю в это мало.

пока не изменится политческая

пока не изменится политческая ситуация в стране,женскому хсм особо ловить нечего.вспомним,что до 1987 года женского хсм вообще не было,потому что руководству эпохи Хрущева и Брежнева чихать было на неолимпийские виды спорта,и только на заре романтической перестройки женский хсм возродился,вместе с лаптой,правда не надолго,потому что пришедшим к власти демократам,вообще было чихать на все олимпийские и неолимпийские виды спорта,кроме тех,где крутятся за рубежом большие деньги.
я помню первые шаги возрожденного женского хсм ,когда в феврале 1986 года вышли на лед команды Иркутска и Новосибирска,которые просто на коньках стоять не умели.но прошло всего несколько лет,и уже была солидная по количеству команд лига,где иркутская команда регулярно занимала 4-8 места.я помню первых звезд женского хсм:Лосьеву,Игнатьеву,Щелчкову,как мне казалось,вечно улыбающиюся Именахоеву,особенно ине понравилась игра ненадолго блеснувшей О.Белоколоцкой.
но увы в середине 199ох годов развалилась топовая команда архангельский Буревестник(это почему то совпало по времени с приездом В.В.Янко в Архангельск), а с ней и весь регулярный женский чемпионат,и уже игру ,блиставшей в иркутской команде О.Некрасовой,я так и не разу не смог увидеть,поскольку иркутская команда в то время на своем поле практически не играла.

Перечитав еще раз, осталось

Перечитав еще раз, осталось стойкое ощущение - будто идет перекладывание ответственности и переливание по известному маршруту.
То ли никто действительно не несет ответственность за ситуацию, а то ли пока ХсМ так и не включен в программу ОИ - не хочет всерьез заниматься.

Касаемо Иркутска, кстати. Статья реально отражает текущее положение вещей - на Чемпионат и Кубок страны чемпион приехал в составе 12 человек. Но дело не только в трех легионерах и трех нынешних "шайбистках", взгляните правде в лицо. Не может команда, последние 10 лет славящаяся результатами и школой, привозить на чемпионат такое кол-во игроков. И дело не в уважении соперников, а в том, что просто некого. Вот это действительно тупик.
Те, кто остался без медалей на турнире среди девушек в Красногорске - совсем сыры.
А ведь в числе 12 - признанные лидеры сборной Гуринчик и Шанская - без этих зрелых игроков, которых "выдернуть" с работы чрезвычайно тяжело, и вовсе не набрался бы стартовый состав!
Есть о чем задуматься, не правда ли? Закончится ЧМ на берегах Ангары - Иркутск рискует надолго остаться в женском ХсМ без медалей (как в 90-ые).
Не выискивая причин кулуарных, достаточно взглянуть на ротацию последних трех сезонов - команда лишилась десятка игроков уровня сборной (тех, кто там уже был и тех, кто был "на подхвате"). Почему-то об этом г-жа Именохоева предпочитает умалчивать.

Также хотелось бы увидеть план подготовки сборной России к ЧМ 2012 года.

28.05.11 04:20 -

28.05.11 04:20 - [Лёня]
"...Перечитав еще раз, осталось стойкое ощущение - будто идет перекладывание ответственности и переливание по известному маршруту..."
---------
Первое впечатление самое верное, не так ли? :))
У меня лично неприятное ощущение, что пока всё всех устраивает...