Вы находитесь на архивной версии проекта bandynet.ru. Перейти на новую версию.

Радио и русский хоккей

- 6.01.12 13:05 - [Ника]
Хороший комментатор даже самый скучный матч может подать как финал чемпионата мира. Фото Юрия Назырова.
Хороший комментатор даже самый скучный матч может подать как финал чемпионата мира. Фото Юрия Назырова.

В настоящее время много говорят о том, что хоккей с мячом «не смотрится» на телевидении. Но ведь он отлично «звучит» на радио! Недавно на официальном сайте Федерации хоккея с мячом России заработало радио «Русский хоккей». Автор идеи, радиожурналист Александр Иванов, который много лет отдал спортивной тематике, рассказал нам о будущем хоккея с мячом на радио.

Представляем собеседника: Александр Иванов, имеет высшее спортивное образование (Московский областной государственный институт физической культуры, специальность – тренер по футболу). Работал спортивным корреспондентом и ведущим спортивных программ на радио «Эхо Москвы», затем – на радио «Юность – Молодёжный канал». После девять лет проработал на радиостанции «Маяк» спортивным комментатором. С 2006 по 2009 год являлся ведущим проекта «Спортивные аудиотрансляции» ООО «Рамблер Интернет Холдинг». А ныне возглавляет информационное агентство «Репорт – Информ», которое этой осенью заключило договор о сотрудничестве с ФХМР.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Для начала расскажем, как работает радио «Русский хоккей». Александр Иванов заблаговременно связывается с журналистом, выясняя его готовность к работе. Сразу после игры звонит ещё раз: «Готов?». Или «готова», как в моём случае. Если перед глазами протокол матча, то нет ничего сложного, чтобы восстановить ход событий – когда мячей немного.

Борис Фоминых, пресс-атташе клуба «Байкал-Энергия», так и делает:
— Кладу перед собой протокол, его и комментирую. Могу при наличии протокола наговорить отчёт и не видя игры, причём в подробностях.

Если мячей много или у вас не так много опыта, то лучше сесть и подготовиться. Вам перезвонят позже. Оперативность важна, но если вам жизненно необходимо доехать до компьютера, то Саша подождёт. В любом случае утром все отчёты должны быть готовы к прослушиванию.

Дмитрий Сидько, пресс-атташе клуба «Сибсельмаш», делится впечатлениями:
— Главная, пожалуй, сложность для меня – это формат. Я никогда не работал на радио, а там всё же есть своя специфика. Вторая проблемка – это эмоции. В целом, вероятно, я должен (как корреспондент) быть не столь эмоционально заряжен на свою команду. Но как пресс-атташе я за неё болею! Единственное, что выручает, — это возможность редактирования. Думаю, если бы вся информация шла в прямом эфире, то слушатели были бы не всегда в восторге!

Да, это очень удобно: сразу не попадаешь в прямой эфир, вас слышит только сам Иванов. Если ошибка или затянувшаяся пауза – он вас остановит, поправит, даст время собраться. Весь отчёт должен занять около двух минут. Ничего сложного.

Затем все отчёты «сливаются» в единый поток информации. Чтобы прослушать его, надо зайти на сайт ФХМР, найти в правом верхнем углу радио «Русский хоккей» и выбрать, как советуют, удобный для вас формат. Все материалы не делятся на отдельные файлы, а звучат один за другим. Поначалу это показалось болельщикам неудобным: «А как отличать один отчёт от другого? А можно дать ссылку на конкретный отчёт?», – спрашивали они.

А в конце сезона, когда материала накопится множество – как найти нужный? Можно ли сделать так, чтобы файлы «дробились»? Александр Иванов говорит: а это и не нужно.

— Наш проект специально «заточен» под мобильное вещание. Чтобы просто нажать кнопочку и слушать эфир. А отдельные файлы на телефоне таким образом прослушивать не получится. Второе: любой отчёт – это скоропортящийся продукт, и я не думаю, что интересно слушать матчи второго тура, когда чемпионат уже заканчивается. И аудиотрансляции также интересны, пока матч идёт. Опыт показывает: в архив люди почти не заходят.

В самом деле, когда только отговорит один корреспондент – и тут же вступает другой, то создается впечатление, что все они «стоят в очередь», спеша поскорее сообщить свои новости слушателям. Эффект – очень динамичный. Этот принцип Саша взял с радио «Маяк», где одно время велась «Спортивная перекличка»: ведущий во время матча был в прямом эфире на связи с корреспондентами разных городов, и включал то один город, где только что изменился счет, то другой. Тот принцип динамичности сохранился.

— Александр, а как складывается работа с корреспондентами? Проблемы есть?

— Жаль, что некоторые работники пресс-служб не понимают пользы оперативности отчётов, рассуждая «местечково»: наши болельщики игру увидели, и по городу информация прошла, вот и всё! И они не думают в плане единого информационного пространства, что есть болельщики и в других регионах, которые болеют за эту команду. А ещё: человеку, который интересуется хоккеем с мячом, важны результаты всех матчей, а не только своей команды.

Кроме того: из 14 клубов суперлиги, куда пресс-служба ФХМР обращалась, на своих сайтах разместили информацию и ссылку на радио «Русский хоккей» только пять. Но, несмотря ни на что, посещаемость у нас есть, в сутки заходит около 1000 человек. Учитывая, что проект пока не раскручен, это очень хороший показатель. Одним из первых отчёт приходит из Кемерова от Олега Марченко, хотя он и не в пресс-службе «Кузбасса». Можно отметить оперативность пресс-службы «Старта» — Сергей Дуничкин, а также Игоря Кранцева из «Волги».

РАБОТА НА МЕСТАХ

— Вы занимаетесь не только отчётами, но и организуете прямые аудиотрансляции с матчей. А в хоккей с мячом играют по большей части на морозе, не везде есть теплые кабины для прессы. Корреспонденты не жалуются?

— Да, не всегда легко два часа держать телефон в руке, комментировать весь матч на морозе. Но люди на это идут. Работа комментатора – это как игра в дублирующем составе, ты можешь прогрессировать только тогда, когда есть игровая практика. А аудиотрансляции – это и есть «игровая практика» для ведущего. Это плюс для тех, кто уже работает в этой сфере и желает расти, для начинающих – это возможность получить практику.

В российских вузах нет специализации «спортивный комментатор». Кстати, в связи с этим компания «Репорт-Информ» в своё время организовала трёхмесячные курсы для спортивных комментаторов, они с успехом прошли. Но главным подспорьем в обучении всё же остается живая работа. Только через постоянную практику человек может расти в профессиональном плане. Если вспомнить того же Олега Марченко (Кемерово), который сейчас является одним из самых ярких ведущих по хоккею с мячом, то ведь он пришёл в это дело как болельщик. Но он получил, работая с нами, хорошую практику, и, надеюсь, что это во многом помогло ему сделать эту работу своей профессией. И кадровый резерв у хоккея с мячом большой. В Хабаровске – Виталий Афанасьев, Вадим Авдеев, в Казани – Александр Медведев, в Иркутске – Яков Воронов.

КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ

— Ты стоял у истоков интернет-трансляций в спорте, как они вообще зарождались? И насколько хоккей с мячом был популярен на фоне других видов?

— Аудиотрансляции в России начались в конце 90-х, предыстория их такова. В 1996 году я работал на радио «Маяк», и в эфире почти не было времени для спорта. Причем для комментатора заказывали кабину, он сидел там весь матч, после чего выходил в эфир – примерно на минутку, и даже не успевал дать какой-то репортаж, просто выдавал очень короткий отчёт. Учитывая, что и оборудование было, и заказывалась кабина для полноценной трансляции, было жалко, что всё это пропадало зря. И тогда появилась идея: а что, если на сайте радио «Маяк» провести пробный звуковой репортаж?

Реализовать идею помог технический специалист «Маяка» Юрий Синюков, первый репортаж с матча «Спартак» — «Динамо» (Киев) Кубка Содружества провёл я. Затея получила очень хорошие отклики, и не только из нашей страны. Русские люди живут во всём мире, и для них это стало связью с родиной.

Но продолжения на «Маяке» не последовало – там не стало возможности заказывать комментаторские кабины, а также каналы связи. Поэтому радиорепортажи на «Маяке» были сведены на нет. Зато продолжение последовало на популярном тогда ресурсе sport-list.ru. Тогда Иванов познакомился с Павлом Трофимовым – человеком, который, что называется, «на коленке» мог найти любое техническое решение. И он его нашёл: новая технология была очень простой и в то же время эффективной.

Трофимов придумал схему простую и устойчивую, с помощью которой можно было дёшево организовать аудиотрансляции: совместил обыкновенную городскую телефонную линию с компьютером, один из первых. Эта схема остается актуальной до сих пор. На sport-list.ru было проведено несколько матчей, после чего был создан сайт www.sportreports.org, где матчи транслировались – поначалу бесплатно. Когда стало ясно, что это пользуется популярностью, авторы идеи стали пытаться продавать услуги по информационному сопровождению спортивных команд.

— Началось все с футбола, потом подключился хоккей с шайбой, потом хоккей с мячом, – рассказывает Иванов, — у этих трех видов наиболее широкая интернет-аудитория. Конечно, поначалу всё держалось на энтузиазме. Люди вели трансляции, потому что хотели их вести. Среди тех, кто начинал с нами, – Дмитрий Березинский, один из лучших комментаторов Подмосковья, который, к сожалению, уже ушёл из жизни.

С нами работали и хорошо известный Владислав Домрачев, и один из руководителей российского футбола Игорь Мещенчук, и Александр Шмурнов, сейчас – один из ведущих комментаторов «НТВ-Плюс». Чуть позже подключился ульяновец Алексей Золин. Он приехал в Москву, и первый репортаж, который ему достался, был с водного поло. В дальнейшем он стал для нас комментировать и футбол, и хоккей с шайбой, и, конечно же, хоккей с мячом. Кстати, болельщики из разных городов иногда просили, чтобы трансляцию вёл именно Золин. Сейчас Алексей руководит пресс-службой ФХМР.

РАДИО ИЛИ ТЕЛЕВИДЕНИЕ?

— Александр, ты не первый год в спорте, и хоккей с мячом тебе знаком хорошо. Сейчас много говорят о возможности/невозможности продвижения этого вида в печатные СМИ и на телевидение, а про радио как-то забыли. А ведь первые комментаторы в спорте появились раз на радио. Каким ты видишь будущее хоккея с мячом на радио?

— Хоккей с мячом, по моему глубочайшему убеждению,— очень радийный вид спорта. И если есть хороший комментатор, то он может запросто дать фору ТВ-репортажу. Так уж получилось, что в нашей стране, к сожалению, пока не умеют показывать этот вид на телевидении – так, как это делают, например, в Швеции, где есть огромное количество камер на стадионе. У нас сама инфраструктура стадионов не подготовлена для ТВ-репортажа. Единственный спорткомплекс, где можно организовать ТВ-трансляции, – это «Крылатское». Но и там нет технологии заливки льда, когда добавляют белой краски, чтобы мяч был ярче виден. И ещё картинка много теряет из-за посторонней разметки, а в «Крылатском» есть дорожки для конькобежцев. Это как с мини-футболом, когда на площадке ещё есть волейбольная, баскетбольная разметка, это мешает воспринимать вид спорта как единый продукт.

Но! Все эти детали можно успешно скрыть во время аудиотрансляции. Я думаю, что это – единственный вид репортажа, который может поднять хоккей с мячом на ту высоту, которой он заслуживает. Потому что искусный комментатор даже самый скучный матч может подать как финал чемпионата мира.

— Есть такой момент: слушателям необходима визуальная картинка, а комментатору – своего рода «вешки», на которые он может опираться, описывая, где именно идёт игра.

— И тут ещё раз повторю, что хоккей с мячом – радийный вид спорта. Здесь очень просто: это радиус, это угловые флажки, в общем, есть много точек, по которым можно ориентировать людей. Трансляции именно по хоккею с мячом и пользуются популярностью, потому что это очень динамичный вид спорта. Шайба – тоже динамичный вид, но там сложно красиво описать, как игроки толкаются. А в хоккее с мячом существуют яркие, красивые комбинации, которые можно со вкусом подать.

— На телевидении хоккею с мячом уделяется мало места, но сейчас появились видеотрансляции игр в Интернете.

— Да, но они по большей части ведутся с помощью одной видеокамеры, силами работников пресс-служб, которые не всегда являются профессиональными операторами. И уж, конечно, не заменят полноценную съёмочную бригаду. К тому же надо учитывать: в России Интернет не везде позволяет получить «картинку» нужного качества, которая не дергалась бы во время просмотра. А это очень раздражает.

— Так что, если сравнить текстовый онлайн, видео- и аудиотрансляции, то…

— …то у последних я вижу немало преимуществ. Прежде всего, это не отвлекает от дел, их можно слушать дома или на работе, в транспорте – через наушники, с мобильного телефона. Второе: эмоции – вот то, что нужно болельщикам! Текстовые онлайны и газетные отчеты их не передают, аудиотрансляция же даёт такую возможность. Когда есть «дыхание» стадиона, то репортаж получается эмоционально совсем другим. Когда идёт живое обсуждение до, во время и после матча – вот в этом суть, соль спортивной журналистики.

И ещё. Мне кажется, что распространено несколько несерьёзное отношение к аудиотрансляциям. Кто-то говорит, что это прошлый век. Тут я в корне не согласен. Сейчас ритм жизни просто сумасшедший. И не думаю, что всем легко выделить два часа, чтобы смотреть видеотрансляцию. Хотя, если она хорошего качества, с хорошим показом, с многочисленными дополнениями «если»: хороший компьютер, хороший провайдер и так далее, то видеотрансляции выгодно отличаются от аудиотрансляций. Повторюсь: на мой взгляд, аудио- и видео- являются не конкурентами, а взаимодополняющими видами трансляций.

— Так что интернет-трансляции – это всерьёз и надолго?

— Я могу привести в пример Англию или НХЛ, где интернет-телевидение гораздо лучше развито, чем в нашей стране. Но тем не менее жанр звуковых репортажей и там существует. Некоторые говорят: это сложно и дорого! Вовсе нет. Есть специально приложение, которое можно установить не только на смартфоны, но и на модели попроще. Оно устанавливается в JAVA-приложения. За два часа прослушивания оператор снимает только за GPRS-трафик, это составит не больше 70 рублей. Другие говорят: неудобно два часа держать телефон около уха. Но есть громкая связь и наушники.

НАРОДНЫЕ ТАЛАНТЫ

В свете всего вышесказанного хочется подумать вот о чем. А насколько людям вообще скоро будет нужна спортивная журналистика? После открытия границ бывшего СССР люди получили возможность ездить на Олимпиады, чемпионаты мира и Европы – это раз. Потом появились целые спортивные каналы, интернет-трансляции, стало возможным смотреть матчи самому, не опираясь на мнение журналиста.

Третий, и, думаю, немаловажный момент: благодаря доступности техники всё больше людей стали сами создавать информационное пространство, именуя себя при этом свободными интернет-журналистами. Они могут выкладывать видеозаписи, писать тексты, сами давать оценку, не отвлекаясь на «раздражающий» стиль комментатора. Очень удобно: каждый сам себе оператор, журналист и комментатор.

Так не окажутся ли в скором времени «за бортом» те, кто много лет отдал профессиональной журналистке? Не смоет ли их поток талантов из народа? И насколько самому народу будут нужны эти «путеводители» в лице профессиональных журналистов?

— То, что всё больше людей имеют возможность пробовать себя в журналистике – очень хорошо,— считает Александр Иванов.— Поиск талантов из народа – это наша главная цель. Есть ведь слово такое – призвание. Оно, может, звучит громко. Но если талант, пусть из народа, то он пробьётся. Любой материал должен быть сделан с любовью. И именно это качество есть у болельщиков. У некоторых профессиональных репортеров оно, к сожалению, исчезло.

— Пресс-атташе «Байкал-Энергии» Борис Фоминых не раз говорил, что журналисту надо «убить» в себе болельщика, подобно тому, как тренер «убивает» в себе игрока – чтобы уметь непредвзято воспринимать происходящее на поле.

— Это нужно, чтобы смотреть игру с точки зрения обеих команд и написать отчёт объективно. Но я говорю о том неравнодушии, которое есть у болельщиков! Надо уметь дать информацию коротко, ярко и неравнодушно. Вот это будет выгодно отличать ваш репортаж, сделает его материалом, который «цепляет». Это закон, о котором не раз говорили мэтры спортивной журналистики: Николай Озеров, Вадим Синявский – они были к спорту неравнодушны, своей работой поднимали планку видов спорта, и поэтому такое огромное количество народа у нас ходило на стадионы. Потому что они умели преподнести, передавали свою любовь к спорту – в своих репортажах.

Чем ценна работа агентства «Репорт-Информ»? Пусть наши корреспонденты не всегда имеют журналистское образование, но любят как болельщики свой вид спорта. С одной стороны, нет образования – это минус, но если человек хочет научиться вести репортаж, то радио «Русский хоккей» является для этого отличной возможностью. Пример – Дмитрий Петухов, болельщик из Кирова, который очень хорошо ведёт для нас репортажи. И множество других примеров, не только в хоккее с мячом. Мы приглашаем корреспондентов: волонтеров, добровольцев, призываем на помощь всех болельщиков, кто на общественных началах поможет сделать радио «Русский хоккей» интересным. Ведь оно существует именно для болельщиков, которые сами, на «языке трибун», могут делать материалы – интервью, новости, отчёты. В отличие от эфирного радио, сюда пробиться куда легче.

— И время эфирное не ограничено.

— Да, мы можем делать любые по времени рубрики. И поэтому мы обращаемся к болельщикам. Именно к болельщикам! А не к фанатам, которые приходят на стадион, чтобы раздеться по пояс и зажечь файер. На мой взгляд, это не болельщики, а люди, которым по большому счёту нет дела до команды, они хотят на её фоне сами выделиться. Это не поддержка. А те, кто по-настоящему любит этот вид спорта и тонко разбирается в игре – они не так много кричат, но с жадностью впитывают все, что происходит на площадке. И реагируют эмоционально только в тех моментах, когда действительно переполняют эмоции. Это, по моему убеждению, и есть настоящие болельщики. К ним мы и обращаемся с просьбой – поддержать радио «Русский хоккей».

КСТАТИ

Напомним, что год назад ФХМР учредила приз лучшему хоккейному комментатору. В прошлом году лучшим по итогам сезона стал Алексей Пешнин. В нынешнем сезоне это звание также будет присваиваться.

А в это время

Агентство «Репорт-Информ» выступило с инициативой и написало письмо министру министр спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации Виталию Мутко с предложением создать всероссийскую молодежную радиостанцию, где была бы спортивная тематика. И сделать это – на базе радиостанции «Юность» и ИА «Репорт-Информ». Это необходимо в связи с крупными спортивными событиями, которые пройдут в нашей стране – Универсиада, Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу.

— Сейчас у радиостанции «Юность» в основном музыкальный контент,— говорит Александр Иванов.— Но станций, которые ставят музыку, много. А ведь «Юность», которая является федеральной радиостанцией и частью холдинга ВГТРК, создавалась именно как проект молодёжный. И очевидно, что у такой большой страны, как Россия, должно быть радио с молодёжной тематикой. А молодёжь – это прежде всего спорт, туризм, здоровый образ жизни. Министр спорта эту идею поддержал, наложил резолюцию, и письмо ушло в ВТГРК. Там пока с ответом медлят. И мы выступаем с просьбой ко всем спортивным федерациям страны: если можно, поддержать это начинание.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

На главную материал не пошел,

На главную материал не пошел, что ж, мнение редактора -- закон! :)) но все же думаю, что на главном хоккейном портале страны материалы как-то должен быть представлен... не из-за его великих художественных достоинств :)) а просто потому, что данная тема -- хсм на радио -- на моей памяти не обсуждалась, и все-таки хочется узнать мнение читателей... если кому-то захочется что сказать...

Скоропортящееся изделие

Это утверждение просто потрясло:
Хоккей с мячом, по моему глубочайшему убеждению,— очень радийный вид спорта. И если есть хороший комментатор, то он может запросто дать фору ТВ-репортажу.

Лично сам почти никогда не слушаю - времени жалко на пустую трату времени. Репортаж матча по радио - это тоже самое, что и пиво безалкогольное или как его ...?

Только не нужно считать, что я против радио. Я думаю, что по радио можно подавать русский хоккей совсем по другому - с помощью ток-шоу, аналитики, перекличек...

Видео и текст можно использовать позже и даже многократно. В том числе и тем, кто просто не смог во время. А аудиорепортаж матча одноразовое изделие, к тому же скоропортящееся.

Вообще, обоснование радиорепортажа из-за нашей убогости - это тупик. Пусть клубы лучше пытаются реализовать возможности современных технологий по организации видео. А еще лучше желаю Александру Иванову придумать эффективный способ организации видеотрансляций и не пудрить мозги с идеями вчерашнего дня.

Борис Фоминых- очень уважаемый

А вот это в минус, причём конкретный- "Кладу перед собой протокол, его и комментирую. Могу при наличии протокола наговорить отчёт и не видя игры, причём в подробностях". Да уж...Как то пропало желание включить, послушать такие "подробности"...

Речь в данном случае идёт

Речь в данном случае идёт только об отчётах для радио "Русский хоккей". Перед этим приходится отсмотреть видео матча, поскольку работая судьёй-секретарём, на игру смотришь с другой точки зрения и некоторые моменты даже не видишь. А в протоколе видно всё: кто забил, с чьей передачи, были ли в тот момент удалённые. Это всего лишь шпаргалка.

Еще в 60-е годы пршлого

Еще в 60-е годы пршлого столетия на местном радио в Красноярске существовала практика вести репортажи последних 15 минут матчей со стадиона "Енисей". Безусловно, в то время это было очень актуально: если не попал на стадион, то мог послушать репортаж и быть в курсе последних событий. Позже стали проводить репортажи матчей с участием "Енисея" по местному телевидению в черно-белом варианте, а также появилась возможность смотреть игры сборной с чемпионатов мира и тоже сначала по черно-белому телевидению (уже точно и не вспомнить, может потому, что дома был только черно-белый ящик). Картинка была, как правило, плоской: передвижные камеры на время трансляции ставили у кромки поля. Но тем не менее тогда это был мощный прорыв. И речи не могло быть, какому виду репортажа отдать предпочтение: безусловно, это было ТВ. И даже часто невыразительный комментарий, сопровождающий телевизионную картинку, не мог испортить впечатления от просмотра. И вот в один "прекрасный" момент все исчезло по понятным причинам: сразу не стало репортажей по местному телевидению, не говоря уже о ЦТ - пару матчей чемпионата России за сезон, это максимум. И это когда-то зимний спорт №1 в нашей стране. Поэтому, конечно, полностью поддержу то, что высказал уважаемый kwinto: развивать практику аудиотрансляций в ущерб видео - это бесперспективно, даже если заручиться поддержкой министра спорта Мутко. Тем более сейчас, когда так стремительно развивается Интернет. Сотрудничество ХК "Енисей" с Интернет-компанией "Multima" в Красноярске уже дает первые результаты: в Интернет можно наблюдать за матчами с трех стационарных камер и одной подвижной камеры оператора. Правда, пока это беззвучная картинка, да и камера оператора близких планов не позволяет транслировать, но то, что это будущее трансляций ХсМ - это понятно. А из Кемерово уже можно наблюдать видеорансляции с сопровождением комментатора. Другое дело, что быстро осуществить повсеместные видеотрансляции через Интернет не получится, и некоторое время текстовые и аудиотрансляции, конечно, будут пользоваться спросом.
Думаю, что здесь будет уместно с моей стороны (и надеюсь, что меня поддержат многие болельщики из Красноярска) поблагодарить автора материала за интересный и самобытный аудиорепортаж матча Зоркий-Енисей. Человек пересек почти всю страну с востока (из Иркутска?!!!!) на запад, чтобы попытаться донести до красноярских (и не только) болельщиков энергетику происходящего на поле.

Шаг вперёд и два шага назад

Возможно я ошибаюсь, но все подобные вещи связанные с аудиотрансляциями не способны расширить круг любителей русского хоккея. Они могут только замедлить отставание нашего вида спорта от футбола, шайбы, биатлона. Даже как показывает опрос, который идёт на сайте, далеко не все поклонники хоккея с мячом слушают аудио, не говоря уже о тех, кого хочется привлечь в наши ряды.

Я думаю, что аудио-трансляции это напрасное распыление сил. Аудио внушает самоуспокоенность и еще больше увеличивает наше технологическое отставание. Я бы посоветовал ФХМР не жадно подбирать крошки со стола футбола и хоккея, а всерьез задуматься над тем, что мы можем дать потенциальному болельщику, чего нет у других. Задуматься над тем, чем наш вид спорта выгодно отличается от других и самое главное как это всё можно интересно приподнести.

Может руководству ФХМР стоит задумать над тем, что бы создать при этой организации совещательный орган, деятельность которого будет направлена на разработку инноваций для русского хоккея, в том числе и в области современных высоких технологий.

Я бы еще вот что добавил.

Я бы еще вот что добавил. По-моему, назрела необходимость введения в состав исполкома с соответствующими правами представителей СМИ. 1-2-3 человек. Людей, работающих в ХСМ давно, разбирающихся в нем. Людей неравнодушных, с креативными идеями, с возможностями их реализации. Нужен серьезный комитет по развитию и продвижению ХСМ. И соответствующее его финансирование.
Кстати, вполне можно было бы , также, ввести в исполком и 1-2 представителей болельщиков. Это тоже вполне могло бы внести в работу федерации что-то новое, конструктивное.

7.01.12 15:03 - [Parkczena]

Если бы вы знали, сколько подробных и интересных отчетов об игре пишут по протоколам, онлайнам на сибскане-ру и отзывам болельщиков на гостевых! :) никто и не догадывается, что корреспондент на самом деле игры не видел :))

9.01.12 21:26 - [staryy

Спасибо за добрые слова, правда, автор не ради репортажа пересек страну, в таком случае дорога бы не окупилась :) я просто в это время была в Москве, и спасибо болельщику Эдуарду, который пригласил совместно с ним вести репортаж и даже сказал в эфир целую фразу )))))))))))))

Но по поводу того, что развивать практику аудиотрансляций – это в ущерб видео, думаю, зря. Когда-то не было ничего, кроме и газет, но с появлением того и другого они не умерли. Это как книги, живопись, кино и музыка. Почитать, посмотреть и послушать. Если кто-то развивать свое любимое направление, надо пытаться конкурировать с ним, соревноваться. У Иванова направление – именно аудио, зачем ему бросать то, что нравится, и переключаться на ТВ?

10.01.12 10:44 - [kwinto]

Возможно я ошибаюсь, но все подобные вещи связанные с аудиотрансляциями не способны расширить круг любителей русского хоккея
--------------
Думаю, вряд ли тут может идти речь о прямой конкуренции. Просто в какой-то ситуации удобнее слушать, другим лучше сесть и спокойно прочитать. Вспомните: на досуге одни слушают музыку, другие – книжки читают, третьи смотрят кино.


10.01.12 11:11 - [Иван]

В Иркутске было нечто похожее: в исполком областной федерации хсм включили президента клуба болельщиков, по профессии адвоката. Он участвовал в заседаниях и мог от лица болельщиков озвучить те моменты, которые другие члены исполкома просто не учитывали, так как не варились в этой каше. Давно не была на заседаниях, поэтому не знаю, бывает ли он там сейчас. Но клуб болельщиков как официальная организация уже не существует, к сожалению. Это оказалось дорого и хлопотно… :((((

Но зато на выезде или на любом мероприятии можно было подойти к представителям власти и решить какой-то вопрос, представившись официально как член совета клуба болельщиков. Часто должностям и корочкам доверяют больше, чем словам.

Не секрет, что разногласий бывает много, особенно во время выездов: то не пускают на трибуны, то заберут кого-то без объяснений (и не обязательно из числа чересчур «повеселившихся»), потом никто не знает, в каком отделении его искать.

Вот хотя бы ради этих самых должностей и корочек можно было бы создать при ФХМР какое-то сообщество, которое бы официально представляло интересы болельщиков. Пусть пока и без финансирования. Наверняка у каждой команды есть несколько таких людей, кому клуб и федерация могли бы доверять.

дело в практичности

Ника, что текст, что аудио являются вещами недостоверными и в этом плане равны. Наблюдение воочию и по видео я сравнивать с этим просто не буду.

Разве дело во вкусе? По моему, дело в практичности. Предлагаю сравнить текст и аудио.

За АУДИО: Думаю, что, когда у тебя свободное время и у тебя есть возможность слушать через интернет, аудио наверное предпочтительней. Особенно это явственней, когда слышишь атмосферу стадиона. (хотя честно говоря трудно представлю, когда у меня во время трансляций есть достаточно времени, что бы послушать)

За ТЕКСТ: В других случаях, коих у меня подавляющее большинство, я бы предпочел текст.
Работа: На работе для меня аудио недоступно - не потому, что забанен интернет, а просто не представляю себе как на два часа заткну себе уши. Мне необходимо общаться с людьми - это раз, а во вторых, так как работа умственная, то не могу сосредоточится на двух делах сразу.
В этом плане для меня текст НА ПОРЯДОК предпочтителен - я даже раз в пару минуту могу переключать броузер, что бы прочитать о ходе матча. Если же я на встрече или на совещании - у меня есть телефон, в который я могу периодически поглядывать.
Вне работы: Тоже самое относится и в моменты вне работы, когда спокойно послушать невозможно.
В пробках: Теоретически остается стояние в пробках, но во первых ни разу не совпадало это с аудирепортажем, а во вторых думаю, что это невозможно - Яндекс-пробки в пробках грузятся с трудом (МТС с трафиком не справляется). Опять же, текст будет грузится хоть периодически и всегда можно прочитать, что пропустил, а аудио НЕТ!
Как я писал уже - аудио это вообще продукт ОДНОРАЗОВЫЙ. Наверное есть фанаты, которые обязательно найдут пару часов, что прослушать пропущенное и повторно. Но я считаю это пустой тратой времени. А текст можно проглядеть за МИНУТУ и понять ход матча.
Для журналистов: Опять же полезно для журналистов, что осветить ход матча.
Одновременно > 1: Еще важный момент - ДВА АУДИО ОДНОВРЕННО не послушаешь. По тексту можно следить хоть за ДЕСЯТКОМ репортажей одновременно.

Короче, лично для себя оценил бы полезность ТЕКСТА по отношению к АУДИО, как 10 к 1.

Еще раз повторю, дело не во вкусе, а в практичности.

Недостоверно все в мире, и

Недостоверно все в мире, и то, что мы живем :)) мысль изреченная есть ложная.

Вова! Ты как человек, постоянно занятой и общающийся среди таких же, забываешь о других :) а есть люди со свободным графиком, студенты, мамы, пенсионеры, просто неработающие, заболевшие, те, у кого выходные, и пр.

Число тех, кто слушает аудиотрансляции, подсчитывается, и их по несколько сотен. А обсуждение, которое идет параллельно, говорит о живом и активном интересе (я потом специально почитала, что писали в чате, когда вела из Красногорска. Узнала много интересного :)))

Я помню, как в Иркутске, когда клуб БЭ заказывал аудио, народ собирался специально, чтобы послушать вместе. Конечно, если бы было видео, было бы куда интереснее. А если его при этом хорошо комментируют - то получается "два в одном".
А если плюс к снимающему и комментатору кто-то третий будет строчить текстовое сопровождение - то уже три в одном. Можно еще фотки наиболее ярких моментов оперативно выкладывать - 4 в 1 :))

Но это как... сравнить машину с велосипедом. Ясно, что машина более функциональна. Но и велосипеды пользуются спросом.

РХЛ ТВ

[kwinto]
Полностью согласен и ведь энтузиастов(журналистов и любителей) хватает. Только организовать, как в той же КХЛ, всех в единое целое никто не может. О чём говорить, если Швеция уже сколько лет показывает и с открытых и с крытых арен достаточно качественные трансляции, а ведь они не имеют и близко тех финансов, что у нас, нет такой зрительской аудитории. Но делают, у них бенди национальный вид спорта, а у нас "канадская шайба", а не русский хоккей.
Давайте идти по пути КХЛ(не в плане денег, а идей), создадим лигу РХЛ(международное название RHL), которую будем раскручивать как лучшую в мире. Для начала создаём единый мультимедийный сайт и 2 студии. Учитывая наши расстояния оптимально одну в Сибири(Красноярск, Кемерово или Иркутск) и одну на западе(есть ли альтернатива Москве?). Набираем две команды журналистов, телевизионщиков(возможно совместно с местными тв подряд), приглашаем специалистов, тренеров, игроков. Показывать одни матчи - это прошлый век, нужны разнообразные тематические передачи о хоккее. Использовать можно как опыт футбольных, шайбийных программ так и зарубежный.
Постепенно будем показывать всё больше матчей в туре, при этом разводя их все по времени и увеличивая число камер, благо временных поясов немеряно. А потом можно выходить и на Россию 2.
Но для улучшения трансляций уход под крышу неизбежен, поэтому нужно сразу определить временные сроки строительства крытых арен и требования к стадионам. И сразу же как это сделали шайбисты нужно задать минимальную вместимость. Учитывая их ошибки. Ведь КХЛ не учли бума посещаемости и со временем минимальную квоту 5500 увеличели для разных городов до 9000(12000).
Как вариант:
для городов с населением менее 500 тыс: 8000
для городов с населением более 500 тыс: 12000