Вы находитесь на архивной версии проекта bandynet.ru. Перейти на новую версию.

Ильяс Хандаев: Подкова и сейчас со мной

- 17.02.12 14:04 - [Anthony]

Алмаз Шарафеев

Легендарный хоккейный вратарь в интервью Татспорт.com рассказал как часто выбирается на хоккей с мячом, поведал о том, что не планирует начинать тренерскую деятельность, поделился деталями тренерских установок Владимира Янко и причинами выбора собственного "98-го" номера, а также отметил, что только американцы могут пролоббировать принятие хоккея с мячом в олимпийскую семью.

- Ильяс, в последнее время о вас ничего не слышно. Чем занимаетесь?
- Живу в Москве, работаю. У меня есть хороший друг, который мне помог трудоустроиться.

- Работа связана со спортом?
- Абсолютно не связана.

- В какой сфере трудитесь?
- Занимаюсь автомобильным бизнесом – продаю запчасти.

- На хоккей с мячом часто выбираетесь?
- Как ни странно, в этом году стал делать это часто. Когда заканчивал, то вообще не ходил. Сейчас, возможно, соскучился.

- Почему раньше не ходили?
- Не было ни желания, ни интереса к игре. И сейчас во многом хожу не только хоккей посмотреть, а с людьми, с которыми играл, пообщаться. Ребята постоянно на трибуну зовут.

- Многие нашли себя после завершения карьеры?
- Конечно, не у всех задалось. Жизнь сейчас такая.

- Тренерская карьера вас не привлекает?
- Категорически не привлекает. У меня сейчас хорошая работа и мне это самому не нужно.

- Хотелось бы вспомнить ваш «Водник», который в свое время был прототипом футбольного «Спартака», не имевшего себе равных в России. Как находили мотивацию?
- Знаете, мотивировать надобности не было. Подобрался коллектив единомышленников, мы хотели всё выиграть. Прежде всего, нам было интересно самим и кроме первого места для нас ничего не существовало.

- Победы не приедались?
- Нет. Скорее они приедались болельщикам, но не нам. Ну и деньги тоже хороший стимул (смеется).

- А если сравнить тогдашние зарплаты с нынешними?
- Конечно, мы раньше большие деньги не зарабатывали. Если сравнить нынешние и тогдашние зарплаты, то это будет небо и земля. Кстати, я ни о чем не жалею и не жалуюсь. У каждого времени свои деньги. Это ведь не только мы не зарабатывали огромных денег, а вся страна так жила. Спокойно к этому отношусь.

- Какой сезон можете назвать самым успешным?
- Не могу выделить какой-то один – все тяжелые, приятные. Могу вспомнить чемпионат мира в Швеции(2006 год-прим.) – впечатляющая была победа!

- Вы проживали в Архангельске. Надо сказать, город специфичный.
- Он мне очень нравился, всегда его с теплотой вспоминаю. У меня там растет дочь, часто к ней езжу. Осталось много хороших друзей, которые постоянно зовут меня на охоту и рыбалку. Что касается курьезов, то их было немало. Бывало, что приходилось после матчей мыться под абсолютно холодной водой. Однако коммунальные проблемы забываются, в памяти остается только хорошее.

- В каждом коллективе есть свои шутки. Какие были в «Воднике»?
- У Александра Тюкавина были старомодные коньки, схожие с обувью, которую носят клоуны. Как-то я взял у жены красный лак для ногтей и выкрасил коньки Тюкавина. Он на меня тогда обиделся (смеется).

- Как складывались отношения с Владимиром Янко?
- Абсолютно нормально. И сейчас встречаемся, обсуждаем разные вопросы. Я адекватный человек, он – тоже.

- Запомнились какие-то оригинальные установки в его исполнении?
- Об этом можно написать книгу. Знаете, спортивный коллектив – это большая семья. Множество историй можно приходит на память. Помню, играем со слабым соперником и Янко дает такую установку: «Ребята, мне не важно, как выиграете. Но надо это сделать и быстренько уехать из этой деревни». И все! (смеется). В моей карьере были и другие тренеры, которые начинали вату жевать, разбирать игру по косточкам, хотя ребята знали, что соперника и так на одном коньке обыграют.

- Однажды на некоторое время вас убрали из «Водника». В чем была причина?
- Звездная болезнь наверняка.

- Янко говорил, что вы тогда подрабатывали продавцом в киоске.
- Владимир Владимирович мог такое сказать (смеется). На самом деле у меня была своя фирма по продаже напитков. Поверьте, зарабатывал я гораздо больше, нежели в спорте. Причем несопоставимые деньги – в неделю получал больше, чем за год в хоккее. Но тогда я был влюблен в игру, потому и вернулся.

- При какой максимальной температуре приходилось играть?
- Как-то играли матч чемпионата мира в Архангельске при минус 45 градусах.

- И как?
- Поверьте, вратарю в этом плане полегче. Игроки двигаются, и им в лицо дует сильный ветер. Я к холоду привык, мерзли только руки. Был у нас Олег Чубинский, так он палец на ноге отморозил, ногу в конек сунуть не мог. И это перед финалом, который пропустить нельзя. Помните, в мультике «Ну, погоди!» каким образом волк натянул коньки? Вот так же и в нашем случае.

- Почему взяли 98-й игровой номер?
- Когда вернулся в «Водник», нужно было выбрать номер. Я назвал первую цифру, пришедшую в голову. Никаких ассоциаций не было.

- Как поживает ваша подкова?
- Ее мне подарили архангельские болельщики. Она и сейчас со мной.

- Кто вам дал прозвище шаман?
- Даже не знаю. Может, болельщики придумали.

- Владимир Янко назвал вас буддистом.
- Он слишком много знает (смеется). На самом деле я мусульманин.

- За казанским «Динамо» следите?
- Конечно. Там работает мой лучший друг – Андрей Стук. В этом сезоне «Динамо-Казань» объективно тяжело. У вас слишком много травм. Такого я давно не видел.

- Вам не раз приходилось играть против «Ракеты». Чем запомнились эти встречи?
- В Казани всегда интересно было играть. Команда была самобытной, условия, которые были на стадионе, очень нравились. Люди, приходившие на стадион в Дербышках, разбирались в хоккее с мячом. А когда выступаешь для зрителей, которые понимают игру, всегда приятно и в то же время тяжело – фуфло они не примут.

- Болельщики «Ракеты» старой закалки, мягко говоря, недолюбливают «Динамо-Казань».
- Думаете? Мне кажется, сейчас время такое, что без приглашения игроков со стороны не обойтись, если, конечно, задачи стоят серьезные. На моей памяти единственной командой, которая обходилась своими силами, был красноярский «Енисей». Мне кажется, казанцам надо принять ситуацию.

- Осмелитесь дать прогноз относительно того, кто выиграет нынешний чемпионат страны?
- Прогнозы, как говорится, дело неблагодарное. Главные претенденты, на мой взгляд, московское «Динамо» и «Зоркий». Я еще не видел «Енисей», говорят, что тоже интересная команда, молодая, как всегда самобытная. Казанскому «Динамо» объективно тяжело бороться за чемпионство. Хотя в плей-офф все будут играть по-другому. Обстоятельства могут измениться.

- Болельщики сетуют, что посещаемость падает.
- Есть такой факт. Объяснить могу тем, что сейчас у людей, наверное, задачи в жизни другие – прожить, прокормить себя. Вообще, этот вопрос лучше адресовать нашим функционерам. Кстати, я недавно съездил в Алма-Ату на чемпионат мира. Знаете, такое большое событие, а рекламы нигде нет. Народ попадал на трибуны благодаря сарафанному радио, а на некоторых матчах обстановка была как на похоронах. Надо вкладываться в это дело.

- Реально сделать хоккей с мячом олимпийским видом спорта?
- Тут не все от нас зависит. Мне кажется, если американцы захотят, то они пихнут это дело. Но дело в том, что в Америке русский хоккей никому не нужен – за их сборную любители катаются.

- Кроме того, придумываются фиктивные федерации бенди в Индии или Австралии.
- Вот вы правильно сказали, что придумывают. Я не могу представить, как там австралийцы в хоккей с мячом играть будут. Хотя если наш вид спорта попадет в олимпийскую программу, то будут другие дотации, сделаем огромный шаг вперед.

- Сейчас за хоккей с мячом взялся сам Николай Валуев.
- Не знаю, что они там задумали. Будем надеяться что-то серьезное. Иначе, зачем это все затевать? Думаю, не будь больших задач, Николай не взялся бы за это дело.

- На Чемпионате Мира оказались по приглашению?
- У меня папа с сестрой живут в Алма-Ате. Совместил полезное с приятным – и родственников повидал, и хоккей посмотрел.

- Люди узнавали?
- Конечно, учитывая, что семьдесят процентов болельщиков были из России. Посторонний человек не поедет в такую даль.

- Многие призывают сменить формулу чемпионата мира, мотивируя это тем, что сейчас все сводится к матчу России и Швеции в финале.
- Знаете, пока не будет больше достойных соперников, смысла что-то менять нет. Остается ждать, когда вырастут финны, еще больше прибавят казахи. На данный момент, пока силы России и Швеции равны, так и будет. Мы не изобретем велосипед, переделав формулу.

- Банальный вопрос, который совсем не банален для тех, кто не играл в бенди: как удается ловить такой маленький мяч?
- Привык с детства, для меня это было легко. Сейчас со стороны смотришь и думаешь: «Ё-моё, как люди умудряются реагировать, ловить мячи?» Скажу, что вид из ворот и с трибуны – разные вещи. На самом деле все не так страшно. Хотя среди игроков есть поговорка, что нормальный человек в ворота не встанет (смеется).

- Вы оставили яркий след в истории хоккея с мячом. Можете назвать себя счастливым человеком?
- Могу. Конечно, хочется большего и к этому надо стремиться. Но, оглядываясь назад, могу сказать, что мне повезло поиграть с такими хорошими ребятами. Да и сейчас у меня, слава Аллаху, все хорошо!

ДОСЬЕ

Ильяс Хандаев родился 12 мая 1970 года в Иркутске. Вратарь, заслуженный мастер спорта по хоккею с мячом. Один из лучших голкиперов истории хоккея с мячом.
Выступал за «Локомотив» (Иркутск), СКА (Хабаровск), «Водник» (Архангельск) и «Динамо» (Москва).

Достижения: Двукратный чемпион мира, дважды серебряный призёр чемпионатов мира. Одиннадцатикратный чемпион России, семикратный обладатель Кубка России, трёхкратный обладатель Кубка мира, двукратный победитель международного турнира Champions Cup, трёхкратный победитель Международного турнира на Призы Правительства России. Трижды признавался лучшим вратарём России.