Вы находитесь на архивной версии проекта bandynet.ru. Перейти на новую версию.

Евгений Стеблецов: Всегда нужно быть лучше

- 9.12.11 14:14 - [kwinto]
Фото: skaneft.narod.ru
Фото: skaneft.narod.ru

Роман Панцырев
"Sport Style" (полная версия)

Спортивными династиями, особенно в хоккее с мячом, сейчас уже никого не удивить. Болельщики со стажем наверняка вспомнят братьев Першиных, которые выступали за красноярский «Енисей» и хабаровский СКА, да и теперь Юрий и Александр работают в системе «СКА-Нефтяника». Ну а самой знаменитой династией в хоккее с мячом являются Сергеи Ломановы.

Есть свои династии и в «СКА-Нефтянике». Так Дмитрий Разуваев и Сергей Горчаков родились в семье хоккеистов. Сейчас их отцы работают на тренерском поприще. А еще одну династию назвать чисто хоккейной нельзя. Нападающий Евгений Стеблецов хабаровской команде посвятил уже 17 сезонов, а его отец Юрий Стеблецов в прошлом футболист. Защищал цвета «Зари» на первенстве Хабаровского края и провел несколько лет в составе футбольного СКА.

- Евгений, почему твой выбор, все-таки, пал на хоккей с мячом?

- Отец сам делал этот вид спорта приоритетным для меня. В детстве любой вид спорта был по-своему интересен. Летом играли во дворе в футбол, зимой - в хоккей. Я почему-то всегда знал, что буду именно в хоккей с мячом играть. Он всегда оставался для меня самым главным видом спорта.

- Это я его направлял в хоккей с мячом, - вмешивается в разговор отец Евгения Юрий Стеблецов, - хотя сам футболист. Но это ведь настолько близкие друг другу виды спорта, что многие летом меняли коньки на бутсы. В молодости сам круглый год играл, то в футбол, то в хоккей…А для сына решил, что он будет хоккеистом - там перспектив больше. Наши футболисты тогда во второй лиге выступали, а хоккейный СКА за медали боролся. Вот я Женьке и сказал, чтобы шел в хоккей.

- Ну и популярность у хоккея с мячом была гораздо большая, - продолжает Евгений. - Зимой на стадионе Ленина полные трибуны собирались. Помню и сам в детстве на каждый матч ходил.

- Психологически было тяжело тренироваться под руководством отца?

- Не то, чтобы тяжело было…появлялась дополнительная ответственность. Всегда стараешься не подвести тренера, оправдать его доверие, а тут на тебя смотрит отец, поэтому надо играть лучше всех остальных. Ведь сначала он будет смотреть на меня, а потом уже на всю команду. Скорее этот факт обязывал меня к чему-то.

- Юрий Викторович, сыну на тренировках позволяли «халутрить»?

- Никогда. У меня ни у кого привилегий в команде не было - все были равны. Даже Женя на тренировках никогда меня «папой» не называл, только Юрий Викторович. Дома были для него привилегии. После «разбора полетов» в раздевалки были еще и «разборки» дома.

- Больше хвалили или ругали?

- Дома он еще больше получал (смеется).

- Только я этого уже не помню, - с улыбкой произносит Евгений. - Я тоже считаю, что на поле все должны быть равны. За его пределами можно быть друзьями, родственниками. В хоккее со всех спрос один, будь ты мне друг, сын, брат. Таков уж спорт.

- Евгений, в каком возрасте понял, что станешь профессиональным хоккеистом?

- У меня не было так, что однажды утром проснулся и понял: я - профессионал. Мы играли в хоккей для удовольствия. Даже когда попал в команду мастеров, хотел просто там поиграть, попробовать себя, посмотреть смогу ли я справится. Потом, года через три-четыре, когда влился в коллектив и почувствовал себя профессиональным хоккеистом. Ведь что отличается профи от любителя? - Получение денег! У меня есть обязательства перед клубом, перед командой и я их стараюсь выполнять.

- Свою первую награду помнишь?

- Первой серьезной стала победа на чемпионате России в 1996 году по юношам…

- А как же приз «Самому молодому и перспективному»? - Удивляется Юрий Викторович забывчивости своего отпрыска. - Я на турнир в Краснотурьинск повез команду 1976 года рождения и взял с собой Женю. Там ему этот трофей и вручили…

- Затем уже были кубки России и бронзовые медали в составе «СКА-Нефтяника», - продолжает Стеблецов-младший. - Все награды одинаково ценные. Я думаю, что даже тот, кто десять раз подряд чемпионат страны выиграл, выделить одну победу из них никогда не сможет. Каждая стоит особняком и каждая чем-то другая.

- Кого ты можешь назвать своим кумиром?

- Я не сторонник кумиров. Мне нравится много игроков в разных видах спорта. Нравятся их достижения, но это значит, что любой человек сможет этого добиться. Походить на кумира ты не сможешь, как бы ни хотелось. Я старался брать все хорошее от тех людей, с кем был в команде. Больше всего учился их профессиональному отношению к делу. Всех даже перечислять не буду, вдруг кого-нибудь не назову. Каждый из них был для нас образцом. Это трудно словами передать, это надо прожить, прочувствовать.

- То есть атмосфера в раздевалке была особая?

- Я прошел все стадии в команде: от молодого игрока до основного состава. Когда только пришел коллектив был замечательный: опытные всегда помогали. Не люблю говорить «старики» - опытные. Бывало, и ругали, и крепким словцом. С этого в хоккее коллектив и складывается. Это ведь не бальные танцы. Конечно, существовала и разница в возрасте, но это не мешало нам быть командой.

- Сам себя считаешь «опытным»?

- Я не люблю в паспорт заглядывать. В шутку можно назвать молодым или старым. Но если человек удовлетворяет требованиям высшей лиги, какая разница сколько ему лет. Нужно смотреть профессиональные качества, а потом все остальное. Если относиться к себе профессионально, контролировать себя, не позволять лишнего, то и здоровья должно хватить. Тем более у меня перед глазами были примеры, когда люди относились к делу профессионально и после 40 лет играли на высшем уровне.

- Не думал о том, чтобы, как и отец, стать тренером после завершения карьеры?

- Когда начинаешь думать о том, что делать после хоккея - значит надо уже закачивать. Жить нужно сегодняшним днем. У меня есть сейчас обязанности перед клубом, я чувствую в себе силы еще играть, а думать буду когда силы закончатся.

- Прошлый сезон получился неплохим для тебя лично. В этом году сможешь не опустить планку?

- Более того - постараюсь ее поднять. Каждый сезон должен быть чуть лучше предыдущего. Другое дело, что не каждый раз получается. Думаю, что при должном отношении к делу всегда будет эффект. Каждый человек знает все свои силы, свои возможности, а проанализировать себя только ты сам можешь. Надо делать выводы и реализовывать их.

- «Золотой шлем» по итогам прошлого сезона это вершина?

- Ни в коем разе! Будут и другие призы. Приятно, спору нет, но для меня главное - результат команды. Хоккей ведь командная игра.

- Получается, что на тебе может остановиться хоккейная династия Стеблецовых…

- Ну да (смеется), наследника ведь пока нет. Но ведь и дочь - это тоже хорошо. Я никогда не задумывался о династии, прервалась и прервалась. Семья для меня самое главное в жизни. Даже интересно что-то новое. А то был бы опять хоккеист (смеется). Сейчас ей семь лет, ходит в бассейн, плавать научилась. Главное чтобы просто было желание спортом заниматься. Не обязательно профессионально.

- Может быть, стоит задуматься о сыне?

- Так и сын может сказать, что не хочет спортом заниматься.

- Но ведь ты в свое время так не сказал…

- У нас раньше выбора другого не было. Компьютеров не было, по телевизору только две программы…всю жизнь на улице проводили, а там только подвижные игры. Потом на стадион приходили, летом играли в футбол, зимой - в хоккей. Других занятий даже в мыслях не было. Сейчас развлечений больше. Может быть, поэтому и спортсменов меньше стало.