Вы находитесь на архивной версии проекта bandynet.ru. Перейти на новую версию.

Сергей Ломанов-старший: Кому нужна стрельба по дохлой дичи?

- 14.04.10 00:03 - [admin]
Источник: газета "Советский Спорт"

Руслан Карманов
Фото: hc-enisey.ru

Лучший игрок мирового бенди ХХ века Сергей Иванович Ломанов – главный тренер «Енисея» -– пригласил в «свою берлогу» обозревателя «Советского спорта», чтобы подвести итоги провального для сборной России сезона и признаться в том, что бенди умирает.

«КРАСНОЯРСК – МОЯ БЕРЛОГА!»

«Берлога» Ломановых – в семи километрах от Красноярска, в престижном районе Удачный, где 30 соток «весят» 15 миллионов рублей. Европейского стиля двухэтажный особняк (на 400 «квадратов» полезной площади) намертво вбит меж вековых сибирских сосен. Апрель, а кругом бело, солнечные зайцы снуют по сугробам, морозец кусает за уши. И хруст – лопатой по насту – лишь усиливает монотонную мелодию тишины: вжих – вжих – вжих. Пока Сергей Сергеевич Ломанов отдыхает в Таиланде, Царь русского хоккея Ломанов-старший без шапки и варежек чистит от снега аллею к беседке.

– Бог в помощь, Сергей Иванович! В Москве-то не могли позволить такого удовольствия – помахать лопатой? – приветствую почти двухметрового гиганта.

– Московские будни, когда работал в «Динамо», вспоминать не хочется, – смахивает лед со лба хозяин дома, приглашая в беседку. — В Москве надо выживать каждый день. Там сладкоголосые подхалимы за глаза льют на тебя грязь, когда чувствуют угрозу своим интересам. В столице я после работы тупо смотрел телевизор. А Красноярск – моя родина, гордость. Я здесь живу взахлеб, как хозяин. Здесь дети, внучка. Я тут бегу на работу, прихожу усталым. В Москве, наоборот, хотелось бежать с работы. Кому Сибирь – место ссылки. Мне – дом родной.

А деньги те же, что и в Москве. Да чего я… Вон мой сосед по огородам Сашка Семин (форвард сборной России по хоккею с шайбой. – Прим. ред.), когда надоест «Вашингтон», хоть на два дня бросает все и летит домой.

Моему Сережке тоже в Красноярске комфортнее, чем в Москве. Участок у нас с сыном на двоих – вон его бревенчатый дом вместе с баней. Саша Тарханов (главный тренер ФК «Химки». – Прим. ред.) по лету, когда в гости приезжал на малую родину – сетовал: чего ж ты, Иваныч, сразу меня тут не поселил? Слаще чем здесь, мало где спится…

– А если деньги у «Енисея» закончатся? Вернувший вас домой три года назад губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сменил пост…

– Не закончатся. Новый губернатор Лев Кузнецов – из команды Хлопонина.

ОТМОРОЖЕННАЯ ИГРА

– Но разве можно на лютом морозе повысить мастерство вашего сына, как было в «Крылатском»?

– Тут не поспоришь. Без крытого катка – нет развития у хоккея с мячом в Красноярске. Крытый каток – лучший памятник к 30-летию победы «Енисея» в чемпионате СССР.

Зима в Сибири была страшная. Три месяца мороз не отпускал. Днем редко было выше минус 34 градусов. По местному закону о спорте пацанятам запрещено заниматься при температуре минус 16оС с ветром. Так ребятня во время сезона потеряла два месяца ледовой подготовки. А у нас в школе занимаются порядка 400 пацанов.

Нынче в морозы использовали для тренировок конькобежные доски (шириной 2,5 метра). Носки шерстяные надеваешь на ботинок и на досках по залу елозишь, чтобы мышцы в тонусе держать. На улице при минус 30 за десять минут тренировки по 20—25 мячей ребята раскалывали в щепки. «Главный за мячи» пищит: кончайте, мать вашу! На вас мячей не напасешься (цена мяча – 100 рублей)!

Я вообще ратую, чтобы в чемпионате России играли шведскими мячами. Но наша федерация уперлась. А ведь на международных турнирах играют шведскими мячами! Они эластичнее, аэродинамика выше – пробка внутри более качественная. Хотя вратарю наш мяч ловить легче.

– Теперь понятна главная причина поражений сборной России на двух последних чемпионатах мира…

– Тут дело не только в мячах. Но это немаловажный фактор.

«САМОУБИЙСТВО В МОСКВЕ»

– Так почему все-таки горим шведам? Может, новый главный тренер сборной России Сергей Фирсов не обладает должными качествами победителя?

– Раз Фирсова назначили, надо к этому с уважением относиться. Как с главным тренером я не работал с ним, но Серега разбирается в хоккее. Мне видится, главная проблема в том, что Фирсов не смог до конца отстоять свою позицию по игрокам. Я сумел в 2007 году – сборная России выиграла чемпионат мира в Кемерове. Но пришлось попрощаться с «Динамо», а потом и со сборной.

А нынче мы сами себя убили, когда во время чемпионата мира в Москве выкинули из команды якобы травмированных молодых ребят, заменив на ветеранов. Смотрел первые матчи турнира – душа радовалась. Тон задавала группа перспективных ребят: Ларионов, Криушенков, Рязанцев, Викулин, Ломанов, Булатов. Легкая, энергичная, амбициозная бригада. Но после того, как в состав ввели Франца, Обухова, Иванушкина, я не узнал Пашку Рязанцева.

Мы должны были выиграть этот чемпионат мира тем составом, который изначально назвал Фирсов. Тогда бы у нас не стоял вопрос о смене поколений в сборной.

– Когда выкинули из сборной защитника «Енисея», вы единственный возмутились.

– Объявили, что у Викулина травма. Я высказался: никакой травмы нет. Я не понял Пашу Франца. Хоккеист с великой историей. Он бы еще поднял себе авторитет в хоккейном мире, ушел бы звездой, если бы отказался заменить Викулина.

О ЖАДНОСТИ И БЛАГОРОДСТВЕ

– Мало кто отважится на такой благородный поступок.

— Я бы так поступил. В 1995 году перед чемпионатом мира в США главный тренер Валерий Эйхвальд звал меня в сборную, когда мне было уже 38. Я сказал: поеду на турнир, но только вместе с Михаилом Свешниковым. Мишка уже тогда набирал обороты. Но Эйхвальд поставил вопрос: Ломанов или Свешников. Плюс один человек из Свердловска, который ничего не решал на поле. И я отказался, а Мишка поехал на первый свой чемпионат мира.

У нас до сих пор игроков в сборную берут по блату, по принадлежности к какому-то клубу.

– А кто сегодня лучший игрок страны, по-вашему?

– Серега Ломанов. Да, Мишка Свешников более опытный игрок. Но он выступает в «Динамо», где собрана элита. А Серега – в команде, только выбирающейся из ямы, и тут очень многое зависит от него.

– Что скажете про нынешние рекорды бомбардиров?

– Мы другие были. Я бы сильно переживал, если б на меня косились люди в моей команде или подкалывали: что я хочу забить больше всех. В моем детстве эгоизм вытравлялся во дворах. Жадины, стукачи выжимались из коллектива.

Не отдал в нашей команде пас партнеру, бывшему в более выгодной ситуации, – потеряешь авторитет. Понимали ответственность: ты должен для партнера сделать больше, чем можешь, и он так же обязан к тебе отнестись в игровой ситуации.

Из нынешних игроков сборной обостренное чувство коллективной ответственности есть у Свешникова, Максимова, Тюкавина.

ОХОТА ЗА УПАВШИМИ

– Но более 100 голов в чемпионате России Евгения Иванушкина – серьезная цифра.

– А кому они с Серегой Обуховым сегодня по столько забивают? Мертвым командам. Это стрельба по дохлой дичи. Нынче в чемпионате каждый клуб провел 32 игры плюс матчи плей-офф. В мое время команды играли 26 матчей. И я всегда выходил на уровень в 60 мячей.

В России осталось шесть относительно равных команд. А остальные одинадцать – ни о чем. Им можно 10 забить голов, а можно и 20. «Динамо» забивает больше всех – потому что играет в идеальных условиях. А у нас ветер, снег, холод. «Динамчики» в «Крылатском» на мяч не смотрят – только вперед. Зато в гостях они по 20 не забивают, условия не те...

Динамовцам даже ботинки для коньков сделали по заказу, облегченные. Динамовец Ваня Максимов – бывший мой игрок – приехал в Красноярск на новогодние праздники и все пальцы в тех коньках поморозил. Орет от боли в раздевалке: «Сергей Иваныч, они же белые!» Я ему: «Радуйся, что «Динамо» зимой к нам не приехало!» Играй «Динамо» в декабре-январе в Иркутске, Кемерово или Красноярске, у них на поле бы оставалось по два-три человека – обморозились бы.

– «Динамо» – тепличный чемпион?

– Нет. Но в каждом городе должны быть такие условия. А так команды соревнуются в двух разных видах спорта – словно в футболе и мини-футболе.

«НЕ УТВЕРЖДАЮ, ЧТО «КУЗБАСС» УБИЛИ»

– Чемпионат России начинался по одним правилам: квартет сильнейших команд по итогам «гладкого турнира» должен был играть в плей-офф. Затем по ходу пьесы правила изменили…

– Нельзя менять коней на переправе. Я был против плей-офф. Когда стало понятно, что Казань – обладатель Кубка России и еще какого-то Кубка в Эдсбюне – не входит в четверку сильнейших, представители клубов стали продавливать решение об участии в плей-офф восьми команд. Я был против и «четверки», и «восьмерки»..

«Енисей» по итогам чемпионата стал третьим, а Казань – шестой. Обыграй они нас в четвертьфинале, завоевали бы бронзу, а мы остались с бубликом. Плей-офф был не нужен, и прошел он нехорошо. Но, когда все клубы приняли решение о «большой восьмерке», я согласился, чтоб ни с кем не ссориться.

– После драки с судьей во время матча с «Зорким» в Красногорске были дисквалифицированы четверо ведущих хоккеистов кемеровского клуба. И лидировавший «Кузбасс» закончил регулярку четвертым.

– Не буду утверждать, что «Кузбасс» убили специально. Возможно, была провокация со стороны судей. Все хоккеисты на поле вспыльчивы, а если тебя еще и поджигают… Я знаю тех арбитров, и все знают об их репутации.

Я не оправдываю полузащитника «Кузбасса» Дениса Криушенкова, которого дисквалифицировали на год. Но опросите хоккеистов – все будут на стороне игрока. Я знаю Дениса. Это очень хороший парень. Вывести его из равновесия – надо сильно постараться. Не мог он ни с того ни с сего засадить судье клюшкой по лицу.

Новый регламент не позволяет обсуждать назначение судей. А как не обсуждать, если я на двести процентов знаю, что отдельные личности со свистком меня «убьют». Вот мы конкурируем с «Зорким» из Красногорска, а судить наш матч с «Байкалом» в Иркутск приезжают… красногорцы. И во втором тайме у «Енисея» – 85 минут штрафа. Из них у Ломанова – 20. У меня что, самая хулиганская команда?

«ЗОРКОМУ» ПОМОГЛИ ВЫЙТИ В ФИНАЛ»

– В полуфинале «Енисей» уступил как раз «Зоркому». Кипит обида?

– «Зоркому», считаю, помогли выйти в финал. У них – самобытный клуб, молодежи много хорошей. Но на сегодня в финале с «Динамо» должны были играть другие. «Енисей» или «Кузбасс». Эти команды сейчас сильнее «Зоркого».

— За шесть последних лет хоккей с мячом в России потерял полмиллиона болельщиков на трибунах. Русский хоккей умирает или его еще можно спасти?

– Можно, если найдется достойный человек – уровня экс-губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. Хотели бы русский хоккей спасти, нас показывали бы по центральному телевидению. В регионах популярность русского хоккея огромна. Здесь местная пресса работает. В Москве не хотят этого делать.

Мы должны «светить» себя. Чтобы судейские скандалы ушли в прошлое. Может, кому-то выгодно работать без огласки. А зритель пойдет на зрелище, которое имеет позитивную пропаганду. Я уверен, если нынешний президент ФХМР Борис Скрынник захочет изменить все в лучшую сторону – у него получится. Это элементарно – берите пример с КХЛ.

В этом году было меньше скандалов в русском хоккее, чем при прежнем руководстве федерации. Но если в следующем сезоне останутся ангажированные судьи и клубы в «законе», которые убивают русский хоккей, – мы не справились с задачей. Вид спорта, существующий «по понятиям», надо закрывать.

– А в «законе» у нас много команд?

– Есть команды, которые везде тащат и поддерживают. А к сокращению клубов в высшей лиге я отношусь положительно. Нет хороших игроков на 17 команд – нельзя искусственно цепляться за клубы, у которых нет даже заливочной техники. Я знаю, что мою точку зрения поддерживают многие, но боятся рот открыть.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Сергей Иванович ЛОМАНОВ

Родился 22 мая 1957 года в Красноярске. Заслуженный мастер спорта СССР (1979), заслуженный тренер России (1999), почетный гражданин Красноярска (2001).

Заниматься хоккеем с мячом начал с семи лет в детском клубе «Бригантина» при заводе «Красмаш». В 1974–1989 годах играл за «Енисей». В чемпионатах СССР провел 330 матчей, забил 582 мяча. В 1989–1995 годах выступал за шведский клуб «Сириус» (Упсала).

Пятикратный чемпион мира. В составе национальной команды (1975–1993) забил 196 мячей. Пять раз был включен в символические сборные мира. В 1979 и 1981 годах признавался лучшим нападающим чемпионатов мира. Единственный хоккеист, забивший за свою спортивную карьеру более 1200 мячей в официальных матчах. 10-кратный чемпион СССР. Трехкратный обладатель Кубка мира.

С 1996 года – на тренерской работе. В 1996–2005 годах – главный тренер «Енисея». С ноября 2006 по сентябрь 2007-го – главный тренер сборной России. В марте 2008 года вновь возглавил «Енисей».

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Оппортунист

У Сергея Ивановича какая-то половинчатая позиция. Там плохо, и ту плохо, и здесь плохо, но в общем вроде как хорошо. А царь у нас Солнышко - он ни в чем не виноват, он не ведает ничего. Бояре-злыдни окрутили царя нашего, рассказывают ему сказки, а сами вершат дела тёмные. Вот прозреет царь и всех накажет.
Смешно право...

-

Нормальное интервью и нормальная статья. Зачем обязательно искать черную кошку в каждом интервью Сергея Ивановича?

конечно Зоркий вытянули.. как

конечно Зоркий вытянули.. как же так енисеюшка финал не попал, плохие все сразу, судьи вообще ужас. А Криушенков хороший парень, не виноват совсем

Немного статистики

Прочитав интервью задался целью посчитать, а кому же забивал в чемпионатах СССР Сергей Иванович, дабы сопоставить его с упомянутым Иванушкиным. Делайте выводы сами:
"Кузбасс" - 62
СКА (Хб) - 58
СКА(Св)- 48
"Волга" - 43
"Локомотив" (И) - 43
"Старт" - 41
"Водник" - 38
"Ур.трубник" - 37
"Динамо" (М) - 36
"Зоркий" - 33
"Динамо" (А-А) - 32
"Юность" - 28
"Вымпел" - 24
"Сибсельмаш" - 20
"Родина" - 14
"Саяны" - 13
"Агрохим" - 5
"Строитель" - 4
"Североникель" - 2
"Литейщик" - 1

да не забивал он 60

Да не забивал он 60. Помню Афанасенко заколотил 51 и это считалось мега-рекордом. А они в одно время играли

Оказывается, Кубок в Эдсбюне

Оказывается, Кубок в Эдсбюне с лучшими командами Швеции и России ("Енисей" не ездит по своим причинам, коммерческий турнир - никто не спорит) - это "какой-то".
Если б его выиграл "Енисей", из Красноярска бы подобных речей не было (какой же тогда турнир выиграл "Байкал" в предсезонке?:-)) Пора уже прекрастить в каждом интервью говорить "чтобы да кабы" (про 1/4 с Казанью и 1/2 с "Зорким") - Ломановы с "бронзой". Да, они были достойны большего, возможно, но "счет на табло".

не пойму вашей иронии, в том

не пойму вашей иронии, в том то и дело все команды из первой десятки на момент 80-х, а не из нижней таблицы(пример Иванушкина)

Alex ты не прав

Да нет, здесь СИЛ не лукавит.Вот его данные по лучшим сезонам:
1980 67 мячей
1981 56
1982 59
1983 62
1984 57

[Alex] - неправда

[Alex]
Рекорд Ломанова в Ч.СССР 1979-1980 67 мячей

Пашкин 1981-1982 - 60 мячей

Ломанов 1982-1983 62 мяча

Это всё при 26 играх, а не 32 как сейчас (+6 матчей с более слабыми соперниками).

виноват

Виноват. Признаю ошибку. Странно, что в материале Руслана Карманова несколько фраз, которые Ломанов говорил по ходу сезона и не факт что Советскому спорту.

Что вы всё спорите,сколько

Что вы всё спорите,сколько забил Ломанов.Любой болельщик скажет, что он прав.Хоккей с мячом умирает.Мало хороших игроков.Возьмите к примеру "Байкал".Средненькая команда, заслуживают внимания пару игроков.Где "Волга", "Водник", "Старт"? Слабый уровень, как раньше первая лига. И главное просвета ни какого.
Можно конечно спорить, но суперлигу делать на данном этапе, наверное, рано.
Локомотив конечно никому не нужен, но он умрёт.Властям города и области всё равно.
60млн для пхл ни кто не собирается искать.Куда кривая выведет.
А вот нынешняя система розыгрыша болельщикам нравится.Жалко всё это.

P.S.Несмотря на занятое 15 место команда, видит бог, у нас не плохая .
Видно, как говорят узбеки,"кысмет"(судьба).

Специально для Юляськи

Дабы не быть голословным приведу факты:Кузбасс в сезонах 1976-1989 (годы выступлений Ломанова в Енисее)был один раз шестым, один раз 9-м, больше в 10-ку не попадал,армейцы Свердловска в эти же сезоны колыхались на 6-8 позиции,Волга то поднималась аж на 3-е место, но больше барахталась в конце таблицы,Иркутск один раз был 8-м, а все остальные года был на грани вылета в первую лигу, про Старт,Водник и Ур.трубник скромно умолчу, так как там ситуация была нисколько не лучше, команды занимали места с 9 по 14. Из десятки лишь СКА (Хб), Динамо (М) и Зоркий что-то из себя представляли серьезное. Так что, львиную часть своих мячей Ломанов-старший также забивал отнюдь не лидерам.
Завтра для сравнения выложу статистику по Иванушкину.

Советские рекорды надо

Советские рекорды надо отделять от российских.
А то непорядок, что Обухов обошёл Агуреева.

Кто кому забивал

Если не ошибаюсь, исследование на тему, кто из бомбардиров кому забивал проводилось в одном из материалов Зико на этом сайте.

А что удивительного в том,

А что удивительного в том, что слабым командам бомбардиры забивали и забивают больше мячей, чем лидерам? На то они и слабые, чтобы больше пропускать. Ломанов говорит о том, что сейчас разрыв в классе между лидерами и аутсайдерами огромный, он в разы превышает то, что было в союзные времена. И количество команд больше, что, кроме увеличения числа матчей, увеличивает и эту разницу в классе.

Вот здесь

Вот здесь: последняя таблица и комментарий над ней. В целом, подтверждают слова Ломанова, хотя и Юрик в своих утверждениях, бесспорно, также прав.

http://www.bandynet.ru/node/7205

Сравнение

До 1952 года ворота были в половину меньше нынешних.
Обороняющая команда, заметно уступавшая в классе, выстраивалась на линии ворот в 7-8 человек помимо вратаря, закрывая всю площадь ворот. Пробить такую оборону было непросто, счета 0:0 или 1:0 были не редкость. Когда в игре забивалось около 10 мячей одной из команд - это было нонсенс.
Да и играли тогда в чемпионате СССР 8 матчей, а в Кубке СССР - не более 6 матчей, но не как не 26 матчей за сезон
И что? Означает ли это, что хоккей Агуреева, Ломанова-страшего - это НЕнастоящий хоккей по сравнению с хоккеем первой половины ХХ века?

Про мячи

Ха! Это с каких это пор и мои мячи хуже шведских стали ( 17 лет производству).Они у меня все новинки воруют и у меня же все плохо. И писать того чего не было больше не надо (про вашу и не вашу...), а то как-то губовато.Пока все.
С Уважением,
Игорь Перхунов.

"почти двухметрового гиганта"

"почти двухметрового гиганта" Какие два метра? Или я Ломанова не видел?... А может автор лилипут?

"Я не оправдываю

"Я не оправдываю полузащитника «Кузбасса» Дениса Криушенкова, которого дисквалифицировали на год. Но опросите хоккеистов – все будут на стороне игрока. Я знаю Дениса. Это очень хороший парень. Вывести его из равновесия – надо сильно постараться. Не мог он ни с того ни с сего засадить судье клюшкой по лицу."

Надобно учесть, что Дениса перед этим выперли из сборной на ЧМ, который мы продули в итоге.

Впечатление

Да, конечно и сам Ломанов, и его сын выдающиеся, один в прошлом, другой в настоящем, игроки,не спорю, но после прочтения данного материала, возникло ощущение, которое можно выразить приблизительно так - Я, снова Я, опять Я и мой сын Сережа.

Ай, не лукавте...

Ай,не лукавте Старший, по составу на ЧМ в Кемерово.Ваши извенения Чубинскому в газете
СЭ помним, он на тот момент был пожалуй лудший в защите в ЧР. 4 местных в заявке и ниодного в финале. Тогда если бы не Хвалько... Да ему памятник на Химики за ту игру поставить надо. А про интервью сплошное Я Я Я. P.S. Скромность украшает мужчину.

1.Ломанов мега и супер.

1.Ломанов мега и супер. 2.Сравнивать с ним Женьку (Иванушкина) можно и нужно. Да было меньше матчей, но и уровень игроков был другим-посмотрите на шайбу четверть века назад: 7-3, 9-5, 8-6 были нормальными счетами, нападение превуалировало над обороной. 3.Чемп заточен под ДМ и Зорьку. Смотрел все что можно было нарыть в инете по тому матчу: да, наверное, можно было сдержаться, но результат все равно был бы понятен и предсказуем. 4.Менять правила чемпа по его ходу... тут очень труднос вааще какие-то слова найти. 5.Шведы не лучше, но они Команда классных игроков, а у нас Классные Игроки вошли в состав команды...

Мячи Перхунова

Меня очень насторожила "заноза" про Перхуновские мячи!
Я являюсь свидетелем отзывов Венгерской команды, которая ставит мячи Игоря выше Шведских.
Сам ими играю! Лично я, особой разницы между мячами не замечаю! Но я горд, что у нас в России есть свое производство!
Наши машины не самые хорошие, однако на них ездят!
На самом деле это не очень достойный пример, но что касается ХСМ - то лучше бы развивали производство своего обмундирования и подготовку молодых спортсменов чем "кусать" уважаемых людей!

Мячи?, красноярские клюшки где?

Начну с того, что когда в стране никто ни чем в ХсМ не занимался!? Человек продал машину! купил станки,арендовал помещение и стал делать то, что было очень нужно детским командам("мастера"закупают форму там...?!)мячи. А Красноярск перестал делать клюшки, которые считались лучшими в СССР,а делали их ТОЛЬКО для "Енисея"!!
"За границей лучше делают" очень сильный аргумент,для тех кто занимается перепродажей "чужого изделия", раньше это называлось "фарцовкой",сейчас "бизнес".
А если ты занимаешся изготовлением спортформы ты .....?
И последнее, человек который делает мячи для всего хоккея с мячом, до сих пор не может купить себе хотябы однокомнатную квартиру,чтобы жить с женой вместе , а не каждый у своих родителей. Верните долги и спите спокойно.
Про развитик Русского хоккея?! В Финляндии есть игра, среднее между "лаптой" и "бейсболом"в эту игру, в Мире больше не играет ни кто!! Но т.к. этот вид спорта
"НАЦИОНАЛЬНЫЙ" они, единственные, в Финляндии являются ПРОФЕССИОНАЛАМИ, и получают
деньги от государства! "А в остальном прикрасная маркиза,всё хорошо,всё хорошо!!"